Указатель русских слов

из полного церковнославянского словаря прот. Григория Дьяченко

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я

На

ЦС  Верхꙋ́
= вверху, на (Пс. 107:5; Мф. 2:9); взимает Господь днесь господина твоего верху главы твоея от тебе (4 Цар. 2:3). Это выражение указывает на обыкновение учеников сидеть у ног учителя (Лк. 10:39; Деян. 22:3). Прим.: этот текст в Библиях издания 1890 г. читается несколько иначе.

На

ЦС  О
— (предл.) = 1) περί    — вокруг, кругом, на (Притч.1:9; Мк.1:6; Мк.9:42); за кого, за что (Ин.10:33; 1Кор.1:6; 1Пет.3:16; 1Ин.4:10; 1Фес.4:6; Евр.10:18,26); около (Деян.10:9; Мф.27:46; Мк.9:14); относительно чего (2Тим.3:8);
2)     ἑρίпри ком (Сир.37:19; Флп.1:3); к кому (Мк.5:21; 2Фес.2:1); пред кем (Иудифь 9:10; Откр.1:7);  ради, из-за чего (Деян.3:16; Тит.1:2; 1Кор.1:4); по причине, от (Деян.20:38); за что (1Фес.3:9); с чем (Кор.9:10);
3) ἐνза что (1Пет.4:14; Гал.1:24; Рим.1:8); к кому (Евр.10:38); через кого (Гал.3:14); в ком, от кого (Евр.11:18; Флп.4:7; 1Фес.3:8); перед чем (Флп.2:10); в кого (Гал.3:26; Еф.1:15; Кол.1:4); в ком, на ком (Еф.1:20; Гал.5:6; Рим.6:2;Флп.4:7; 1Фес.3:8); в кого (Рим.1:8; Еф.1:15);
4) εἰϛв отношении, для кого (Мф.26:10; Мк.14:6); для кого (Рим.16:6; Кол.1:16)
5) ὑπέρза что, ради чего (Кол.2:1; 3Ин.1:7; Еф.5:20); за кого, в защиту (Деян.26:1; Деян.15:26; Еф.3:1); для чего (Кол.1:7; 2Кор.1:6); относительно (2Фес.2:1); за что (Деян.15:26); почему (Флп.2:13);
6)  χατάнад чем (Иуд.1:15).

На ком

ЦС  О
— (предл.) = 1) περί    — вокруг, кругом, на (Притч.1:9; Мк.1:6; Мк.9:42); за кого, за что (Ин.10:33; 1Кор.1:6; 1Пет.3:16; 1Ин.4:10; 1Фес.4:6; Евр.10:18,26); около (Деян.10:9; Мф.27:46; Мк.9:14); относительно чего (2Тим.3:8);
2)     ἑρίпри ком (Сир.37:19; Флп.1:3); к кому (Мк.5:21; 2Фес.2:1); пред кем (Иудифь 9:10; Откр.1:7);  ради, из-за чего (Деян.3:16; Тит.1:2; 1Кор.1:4); по причине, от (Деян.20:38); за что (1Фес.3:9); с чем (Кор.9:10);
3) ἐνза что (1Пет.4:14; Гал.1:24; Рим.1:8); к кому (Евр.10:38); через кого (Гал.3:14); в ком, от кого (Евр.11:18; Флп.4:7; 1Фес.3:8); перед чем (Флп.2:10); в кого (Гал.3:26; Еф.1:15; Кол.1:4); в ком, на ком (Еф.1:20; Гал.5:6; Рим.6:2;Флп.4:7; 1Фес.3:8); в кого (Рим.1:8; Еф.1:15);
4) εἰϛв отношении, для кого (Мф.26:10; Мк.14:6); для кого (Рим.16:6; Кол.1:16)
5) ὑπέρза что, ради чего (Кол.2:1; 3Ин.1:7; Еф.5:20); за кого, в защиту (Деян.26:1; Деян.15:26; Еф.3:1); для чего (Кол.1:7; 2Кор.1:6); относительно (2Фес.2:1); за что (Деян.15:26); почему (Флп.2:13);
6)  χατάнад чем (Иуд.1:15).

На котором Ной спасся от всемирного потопа

ЦС  Ковче́гъ
- (κιβωτός) — кивот (завета) (Акаф. Б. ик. 12; Числ. 7:89; Втор. 10:1-3); корабль (Быт. 6:14,15 Быт.7:1), на котором Ной спасся от всемирного потопа.  Ковчег длиной был 300 локтей = 65 с. 1 арш. 14 верш., шириной 50 л. = 10с. 2 арш. 13 в., высотой 30 л. = 6 с. 1 арш. 11 в.; ящик (4 Цар. 12:10)

Наблюдать

Сл  Донабъдѣти
= наблюдать. (Микл.).

Навет

ЦС  Ко́знь
= навет, коварство, хитрость (Еф. 6:11): яко возмощи вам стати противу кознем диавольским. Иногда значит: шутка. Григ. Наз. 33 на об.

Наветовать

ЦС  Ла́ѧти
= бранить; наветовать, клеветать: «Лающе Его, ищущи уловити нечто от уст Его» (Лк.11:54). «Лаялъ мя посадник ваш Остафей, назвалъ мя псомъ» (Новг. лет. 1, 83).

Наводящий печаль

ЦС  Карьливъ
= печальный, наводящий печаль.

Навой

Сл  Кросно
= 1) навой; 2) ткань.

Нагибать к низу

Ру  Клонити
= наклонять, к низу нагибать; привлекать кого или что к своему намерению. Слова: колено и клоню одного корня.

Нагибаться

Сл  Клѧ​чити
= 1) становиться на колена; 2) нагибаться, преклоняться; 3) хромать

Наглый вельможа

Сл  Косомѣръ
= несправедливый судья, наглый вельможа. Степ. кн. 1, 25

Наговаривать

Ру  Обадити
= наговаривать, клеветать. «Обадил бо тя есть ко царю Кавгадыи», то есть Кавгадый оклеветал тебя перед царем (см Известия Рос. Акад. 1819 г., кн.7, стр.65).

Наговаривать на кого-либо

ЦС  Ва́дити
= обвинять, наговаривать на кого-либо (Лк. 23:2,14).

Наговорщик

ЦС  Обава́тель
= наговорщик, нашептыватель, чародей, ворожея. Требн., Номокан.

Нагольная шуба

Ру  Кожух
= кафтан, подбитый мехом; украшался нашивками, кружевом и жемчугом; надевался на зипун. Кожухи упоминаются в Слове о полку Игореве: «орьтмами и япончицами и кожухы начашя (Русичи) мосты мостити по болотом». У малороссиян кожухом называется нагольная шуба. В этом значении слово кожух сохранилось почти во всех славянских наречиях. Кожухом называется также корпус у часов: «часы боевые  зепьные (карманные), кожух медной прорезной, золочен».  Кожухом называлась и металлическая ямочка или гнездышко для вставки жемчужного зерна или камня: «булавка с камешком червчатым в кожушке». (Савваит.)

Награда

Сл  А҆лафа
– др. рус. = награда

Над чем

ЦС  О
— (предл.) = 1) περί    — вокруг, кругом, на (Притч.1:9; Мк.1:6; Мк.9:42); за кого, за что (Ин.10:33; 1Кор.1:6; 1Пет.3:16; 1Ин.4:10; 1Фес.4:6; Евр.10:18,26); около (Деян.10:9; Мф.27:46; Мк.9:14); относительно чего (2Тим.3:8);
2)     ἑρίпри ком (Сир.37:19; Флп.1:3); к кому (Мк.5:21; 2Фес.2:1); пред кем (Иудифь 9:10; Откр.1:7);  ради, из-за чего (Деян.3:16; Тит.1:2; 1Кор.1:4); по причине, от (Деян.20:38); за что (1Фес.3:9); с чем (Кор.9:10);
3) ἐνза что (1Пет.4:14; Гал.1:24; Рим.1:8); к кому (Евр.10:38); через кого (Гал.3:14); в ком, от кого (Евр.11:18; Флп.4:7; 1Фес.3:8); перед чем (Флп.2:10); в кого (Гал.3:26; Еф.1:15; Кол.1:4); в ком, на ком (Еф.1:20; Гал.5:6; Рим.6:2;Флп.4:7; 1Фес.3:8); в кого (Рим.1:8; Еф.1:15);
4) εἰϛв отношении, для кого (Мф.26:10; Мк.14:6); для кого (Рим.16:6; Кол.1:16)
5) ὑπέρза что, ради чего (Кол.2:1; 3Ин.1:7; Еф.5:20); за кого, в защиту (Деян.26:1; Деян.15:26; Еф.3:1); для чего (Кол.1:7; 2Кор.1:6); относительно (2Фес.2:1); за что (Деян.15:26); почему (Флп.2:13);
6)  χατάнад чем (Иуд.1:15).

Наделяю щедро

ЦС  Щедрода́тельтсвꙋю
= наделяю щедро.

Наделяющий щедро

ЦС  Щедрода́тель
-ный
= наделяющий щедро, щедрый.

Надзиратель

ЦС  Книго́чїй
и книго́чїѧ
(γραμματικός) — вообще ученый человек (Ис. 33:18; Иис. Нав.1:10; 2 Цар. 20:25; 3 Цар. 4:3; 1Езд. 4:8, 9:17, 23. Неем. 12:37); (γραμματεύςЕсф. 9:3); в частности, а) в церковном отношении — занимающийся книгой закона, законник, законоучитель (2 Езд. 8:3; 4 Цар. 22:3), б) в гражданском отношении — секретарь (4 Цар. 18:18, 37), приставник или надзиратель (Исх. 5:6; Числ. 11:16); в) в военном отношении — командир (Втор. 20:5, 8, 9); (γραμματοεισαγωγεύς) — объявитель судебного приговора; секретарь (Невостр.)

Надлежит

ЦС  Лежи́тъ
- (ἀποκεῖται) = положено, назначено, надлежит (Евр. 9:27). Лежаща по очищению иудейску – стоявших по обычаю очищения иудейского; ибо у иудеев был обычай – делать частые омовения, в особенности рук, перед вкушением и после вкушения пищи. Ин. 2:6.

Надменный

Сл  Карьникъ
= укоритель; высокомерный, заносчивый, надменный.

Надменным делать

ЦС  Кичи́ти
= гордым или надменным делать (1 Кор. 8:1). Разум убо кичит, а любы созидает.

Наемный человек

Сл  Kаꙁакъ
, коꙁакъ
= работник, наемный человек

Назидательность

ЦС  Благода́ть
греч. χάρις = 1) милость, благоволение, приятность, привлекательность, грация в речи, назидательность, то, что называют помазанием у проповедников 2) благодарность (Невостр.). 3) И благодать возблагодать (Ин. 1:16) – обилие и многообразие даров Св. Духа, дарованных нам Богом. В строго богословском смысле благодать есть спасительная сила Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечно блаженной. Благодати забвение – забвение благодарности. Прем. 14:26. Благодати безумных излиются – любезности глупых останутся напрасными. Сир. 20:13.

Назначено

ЦС  Лежи́тъ
- (ἀποκεῖται) = положено, назначено, надлежит (Евр. 9:27). Лежаща по очищению иудейску – стоявших по обычаю очищения иудейского; ибо у иудеев был обычай – делать частые омовения, в особенности рук, перед вкушением и после вкушения пищи. Ин. 2:6.

Наказание

Сл  Кажиѥниѥ​
= пеня, наказание

Наказание

Сл  Кориꙁна
= укор, наказание.

Наказывать

Сл  Карати
= ссориться, спорить; наказывать

Наклонять

Ру  Клонити
= наклонять, к низу нагибать; привлекать кого или что к своему намерению. Слова: колено и клоню одного корня.

Наконец

ЦС  До́ндеже
(ἕως) = 1) доколе, пока, до тех пор, как (Быт. 38:111Цар. 30:4; Ию. 20 п. 6,1; Мф. 2:9; Мф.24:39); (μέχρι Пс. 104:12); (ἔως αv Быт. 49:10. Лев. 23:11. Нав. 1:15. Иуд. 12:4. Мф. 17:9. Деян. 23:12); 2) тогда как, между тем как (ἔως ἅv) (Иов. 39:24); ἔως οὖ (Пс. 11:8. Мф. 26:36); ἔως οτoυ (Мф. 5:25); 3) чтобы, дабы (ἔως οὖ) (Ион. 4:5); 4) как наконец, наконец (ἔως Быт. 44:12. Деян. 8:40); (ἔως οὖ Дан. 2:34; Дан.4:5); 5) когда (Деян. 21:26); 6) так что (Быт. 26:13); (ὣς) пока (гл. 4 пон. утр. к. п. 1, 9 тр. 2) (Невост.).

Наконец

ЦС  Коне́чно
-  (τελευταῖον) =  наконец. (В суб. 1 н. чет. к.1 п 4, 2)

Наложница

Сл  Кавка
= наложница (Миклош.)

Напеваю

ЦС  Обава́ю
— (ἐπᾴδω) = соб. напеваю, заговариваю, заклинаю (Пс.57:6); (ἐπαείδω), тоже (Втор.18:11); (φαρμαχεύω), тоже (Пс.57:6).

Напиток

ЦС  Ква́съ
- закваска, дрожжи (1 Кор. 5:6); кислое тесто, кислый хлеб (Исх. 12:15); напиток;  учение, толк. Квас ветхий — дела плотского, необновленного духом, не удаляющегося от грехов человека (1 Кор. 5:7-8).

Напротив

ЦС  Оба́че
— (πλὴν) = впрочем, однако (Мф.26:39); (εἰϛ), но, а, напротив (Лк.6:24,35); (όμωϛ), даже (2Макк.2:28; Гал.3:15); подлинно (Пс.38:6,7). (Невостр.)

Напыщенность

ЦС  Киче́нїе
= гордость, напыщенность (2 Кор. 11:30).

Наружный

ЦС  Кромѣ́шнїй
(ἐξώτερος) = внешний, наружный (Мф.8:12), иначе пер. внешний (в Суб. 4  н., чет. п. 8. тр. 3).

Наседка

ЦС  Коко́шъ
(ἀλέκτωρ) — курица (Притч.30:31), наседка (Мф. 23:37. Лк.13:34).

Насекомое

ЦС  Ка́нфиръ
- греч. = жук, насекомое. Прол. Март. 17.

Насилие

Сл  Кгвалтъ
= насилие.

Наслаждаюсь

ЦС  Кра́шꙋсѧ
- (κομάω) = украшаюсь, красуюсь (Сент. 1 кан. инд. п. 3 тр. 2); (τέρπομαι), наслаждаюсь, увеселяюсь, нахожу удовольствие (Сен. 13, на стих. слав).

Наставление

Сл  Каꙁа́ниѥ​
- (польск.) = проповедь слова Божия, или поучение, изустно сказываемое, наставление, увещание

Наставление

Сл  Каѧниє
= покаяние; наставление, учреждение

Наставник

Сл  Каꙁа́тель
- учитель, проповедник, наставник. Не книжныя ученики Дух твой Святый казатели яви (Стих.в ср.веч.)

Наставник оглашенных

ЦС  Катехе́тъ
= наставник оглашенных

Настольное покрывало

Ру  Килим
(перс., татар. ковер, польск. kilim, kilimek) = гладкий полосатый ковер; иногда — настольное покрывало (Обл. слов. 82)

Начало

Сл  Конъ
= предел, начало, конец.  Это слово имеет два вида правописания: конъ и конь. Это видно уже из того что цер.-слав. слово искони (вечно) принадлежащее к этому корню, разлагается на предлог изъ и имя конь, а не конъ, из которого по правилам языка было бы: искона. Корень этого слова нужно искать в санскр. яз., где кун – замыкать; куна – угол, острие, край. Потому слово конъ, означающее начало и конец, указывает на то, что как начало, так и конец служат предельным пунктом, замыкающим и вместе начинающим известное определение пространства и времени. Впрочем, это наше личное мнение.

Начальник

ЦС  Факꙋ́дъ
– (евр.) = начальник (Иез. 23:23).

Начальник

ЦС  И҆ге́монъ
– (греч. ?????) = прокуратор, римский начальник завоеванной области; вообще предводитель; начальник в чем-либо, областной правитель.

Начальник воинского отряда

Сл  Каꙁньць
-1) начальник воинского отряда; 2) глашатый

Начальник лика

ЦС  Ликонача́льникъ
= начальник лика. Мин. мес. мая 10.

Начальник над тюрьмами

ЦС  Комментари́сїй
= начальник над тюрьмами (Чет. Мин. июн. 7)

Начальник общежительной обители

ЦС  Киновїа́рхъ
- (κοινοβιάρχης) = начальник общежительной обители (Прол. С. 24, 2).

Начальник отряда в 100 человек

ЦС  Кентꙋрїо́нъ
(лат., греч.) = тоже, что центурион, сотник, начальник отряда в 100 человек.

Начальный

ЦС  Кнѧ́жїй
= начальный, главный. Обходя островы и места княжия. Прол. июл. 28; принадлежащий князю.

Нашептывание

ЦС  Обава́нїе
= ворожба, нашептывание, волхвование, колдовство.

Не бегайте

Сл  Качьма
- (тат. кач. бегать)  = не бегайте

Не есть

ЦС  Нѣ́сть
- (οὐχ ἔστι) = не есть, нет, не значит (1 Кор. 11:20); несть в нас (οὐχ ἔστι ἐφ' ἡμῖν) – не от нас зависит (Син. 2 н. чет.).

Не значит

ЦС  Нѣ́сть
- (οὐχ ἔστι) = не есть, нет, не значит (1 Кор. 11:20); несть в нас (οὐχ ἔστι ἐφ' ἡμῖν) – не от нас зависит (Син. 2 н. чет.).

Небольшой щит

ЦС  Щи́тецъ
- (ἀσπιδίσκη) = небольшой щит, щитик (Исх. 28:13).

Невольник

ЦС  Ра́бъ
– (οἰκέτης) = обитатель, житель; слуга, невольник, раб. (См.  Лев. 25:42). Иногда словом «раб» переводится παῖς, сын, дочь; мальчик, юноша; молодой невольник, слуга; ученик (Напр.  Исх. 21:2). Еврей мог быть рабом у еврея же или вследствие неуплаты долга (Лев. 25:39), или вследствие кражи, когда он продавался за украденное (Исх. 22:3), или, наконец, по собственному желанию (Втор. 15:12-17). Раб еврей находился в рабстве у еврея до субботнего года, следовательно не более шести лет, но мог быть и менее шести лет, если субботний год был вскоре после поступления в рабы. Если же раб изъявлял желание остаться у господина, то он должен быть у него до юбилейного года (Исх. 21:6; Втор. 15:17). Если продавался в рабство еврей женатый, то вместе с ним в субботний год отходила и жена, а также и дети, а если господин давал жену рабу, то в субботний год отходил только раб, а жена и дети оставались у господина. Если в субботний год раб не желал отходить от своего господина, то он приводил его пред судей, ставил в двери и прокалывал ему ухо шилом (Исх. 21:1-6).

Невольник

ЦС  Ра́бичищъ
= слуга, невольник. Прол. янв. 2.

Нега

ЦС  Ласкосе́рдїе
= нега, похотливость, любострастие кан. по 6 п. блаж. 4).

Нега

ЦС  Ща́пство
(по другим ща́вство)
= сластолюбие, нега, роскошь.

Нега

ЦС  Ща́вство
= лакомство, нега, леность.

Негоговать

Ру  Лелеяти
= колебать, качать, от корня ли, общего со словом люлька, зыбка. Но так как качание дитяти совершается не только в зыбке, но и на руках, то и выражение «лелеять» получило более широкое значение: негоговать, нянчить, холить. Качание ребенка в зыбке или на руках сопровождается припеванием, а  потому и лелеять значит еще убаюкивать, петь песни под лад колыханий.

Нежусь

ЦС  Ласкосе́рдствую
- (κατασπαλαλάω) = нежусь (Ам. 6:4); (λιχνεύομαι), сластолюбствую, лакомлюсь (в нед. мяс. веч. на стихов. стихир. самоглас.); (λαγνεύω), похотствую, разжигаюсь похотью (Невостр.).

Независимый владетель

ЦС  Кнѧ́зь
- (ἄρχων) — 1) вождь, повелитель, глава; «Не ѡ҆скꙋдѣ́тъ кнѧзь ѡ҆ І҆ꙋ́ды». (Быт. 49:10). независимый владетель;Соответствующее евр.слово (Schebet) cлавянскому «Кнѧзь» значит: жезл, скипетр (см. русск. Синод. Библ.), как символ правительственной власти, правительственная власть (Ср. Числ. 24:17; Ис.14:5; Зах.10:11). Вообще же у евреев князем назывался главный в колене (Числ.1:4-16), тысяченачальник (Иис. Нав. 22: 30); независимый владетель (Иис. Нав. 9:14; Суд. 8:15,16); (τοπάρχης) — областной начальник (Ав. 21. Фад. На Г. в. 2 п. 5. 1. Прол. Ав. 21, 1, Ию. 19, 1); 2)  в народн.песнях и обряд.князем называется новобрачный; 3) иногда это слово означает самый верхний брус на кровле строения, конек. Князь мира сего, князь власти воздушной — диавол (Ин. 12:31, Еф. 2:2) Князь силы — не означает военных начальников, но только тех глав семейств или патриархов, которые «обретошася въ начальники силъ» над 24-мя классами священников из линии Елиазара и Ифамара (1Цар. 24:4). Князь мира — начальник, виновник мира или примерения — название И. Христа у прор. Исайи. Здесь разумеется примирение человека с Богом, совершившееся благодаря Голгофской жертве. Падшее человечество было под проклятием, след. как бы под гневом Божиим, но Иисус Христос искупил нас от этого проклятия, приняв на себя грехи всего человечества и вместе проклятие на них. Князи врат = надверия, верхние перекладины ворот, поднимаемые для пропуска проходящих (Пс. 23:7. Ис. 6:4). Князь третьяго есть — главный из трех (2 Цар. 23:8). Князь сонмища — начальник синаноги (Лк. 8:4). Князи Танесовы, мудрые советницы — правители Таниса (Танис, при Таниском рукаве Нила, один из древнейших городов Египта, только 7-ю годами молож палестинского Хеврона. Числ. 13:22) мудрые советники. В древности был обычай — назначать правителями людей, прославившихся между другими особенной мудростью; так Иосиф за мудрое толкование снов фараона сделан был первым после царя правителем Египта; пр. Даниил с тремя друзьями своими также за особенную мудрость свою сделаны были областеначальниками Вавилонской монархии. (Дан. 1:20; Дан. 2:48, 49; Ис.19:11). Интересно проследить этимологию слова князь. Корень слова князь, др.р. правопис. кънязь , академик И. Срезневский, вопреки противоположным мнениям, совершенно справедливо, по нашему взгляду, видит в слове кън  - конъ, что означает начало «отъ кона суть» Иоан. экз.190), - отсюда слово коновод- предводитель, начальник, зачинщик, совершенно отличное от слова коневод. Древнейшее значение слова кънязь (нем.könig — король) должно было быть: родичь, происходящий от рода, и потом — первый в роде, начальник рода. Слово начальник — собственно (начать) начинающий, теперь приняло в свое значение идею о праве, о владении: так случилось и со словом князь. (см. превосходная филологич.розыск. Об этом слове у И.И. Срезн. Мысли об истории рус.яз., стр. 112-114).

Независимый владетель

ЦС  Кнѧ́зь
- (ἄρχων) — 1) вождь, повелитель, глава; «Не ѡ҆скꙋдѣ́тъ кнѧзь ѡ҆ І҆ꙋ́ды». (Быт. 49:10). независимый владетель;Соответствующее евр.слово (Schebet) cлавянскому «Кнѧзь» значит: жезл, скипетр (см. русск. Синод. Библ.), как символ правительственной власти, правительственная власть (Ср. Числ. 24:17; Ис.14:5; Зах.10:11). Вообще же у евреев князем назывался главный в колене (Числ.1:4-16), тысяченачальник (Иис. Нав. 22: 30); независимый владетель (Иис. Нав. 9:14; Суд. 8:15,16); (τοπάρχης) — областной начальник (Ав. 21. Фад. На Г. в. 2 п. 5. 1. Прол. Ав. 21, 1, Ию. 19, 1); 2)  в народн.песнях и обряд.князем называется новобрачный; 3) иногда это слово означает самый верхний брус на кровле строения, конек. Князь мира сего, князь власти воздушной — диавол (Ин. 12:31, Еф. 2:2) Князь силы — не означает военных начальников, но только тех глав семейств или патриархов, которые «обретошася въ начальники силъ» над 24-мя классами священников из линии Елиазара и Ифамара (1Цар. 24:4). Князь мира — начальник, виновник мира или примерения — название И. Христа у прор. Исайи. Здесь разумеется примирение человека с Богом, совершившееся благодаря Голгофской жертве. Падшее человечество было под проклятием, след. как бы под гневом Божиим, но Иисус Христос искупил нас от этого проклятия, приняв на себя грехи всего человечества и вместе проклятие на них. Князи врат = надверия, верхние перекладины ворот, поднимаемые для пропуска проходящих (Пс. 23:7. Ис. 6:4). Князь третьяго есть — главный из трех (2 Цар. 23:8). Князь сонмища — начальник синаноги (Лк. 8:4). Князи Танесовы, мудрые советницы — правители Таниса (Танис, при Таниском рукаве Нила, один из древнейших городов Египта, только 7-ю годами молож палестинского Хеврона. Числ. 13:22) мудрые советники. В древности был обычай — назначать правителями людей, прославившихся между другими особенной мудростью; так Иосиф за мудрое толкование снов фараона сделан был первым после царя правителем Египта; пр. Даниил с тремя друзьями своими также за особенную мудрость свою сделаны были областеначальниками Вавилонской монархии. (Дан. 1:20; Дан. 2:48, 49; Ис.19:11). Интересно проследить этимологию слова князь. Корень слова князь, др.р. правопис. кънязь , академик И. Срезневский, вопреки противоположным мнениям, совершенно справедливо, по нашему взгляду, видит в слове кън  - конъ, что означает начало «отъ кона суть» Иоан. экз.190), - отсюда слово коновод- предводитель, начальник, зачинщик, совершенно отличное от слова коневод. Древнейшее значение слова кънязь (нем.könig — король) должно было быть: родичь, происходящий от рода, и потом — первый в роде, начальник рода. Слово начальник — собственно (начать) начинающий, теперь приняло в свое значение идею о праве, о владении: так случилось и со словом князь. (см. превосходная филологич.розыск. Об этом слове у И.И. Срезн. Мысли об истории рус.яз., стр. 112-114).

Незаконнорожденное детище.

Сл  Тайми́чищъ
= незаконнорожденное детище.  Соборн. Кормч.

Незаконорожденный

Сл  Копеличиштъ
, копелъ
= незаконорожденный

Незаметно

Сл  Таи
= тайно, скрытно, незаметно (λάθρα). (Мариинск. (глаголич.) четвероеванг. XI в. Ягича, стр. 3, 4, 362 и др.).

Незлобие

Ру  Легкосердье
= незлобие (Стослов. Св. Геннадия). У Миклошича это слово переводится латинским levis animus, которое может означать и легкомыслие, беззаботность.

Неистоствовать.

ЦС  Клеща́ти
= неистоствовать. Пр. дек. 24

Некторый

ЦС  Нѣ́кїй
= некторый (Лк. 20:9).

Нелепо

ЦС  Козлогла́сно
= нелепо, противно звуку. Прол. авг.15

Немедленно

Ру  Абие
, абье
= тотчас, немедленно, вдруг.

Немецкий

Ру  Аламанский
– (др. рус.) – ср. лат. Alemanni = германский, немецкий: Грады претвердые аламанские разбивахуся. Курб. Ист. гл. 4.

Немилосердный

ЦС  Кровопі́йца
и кровопи́вецъ
= мучитель, тиран, немилосердный, бесчеловечный, пиющий кровь человеческую. (Прем.12:5). Кровопийцев от среды святыни твоея. Прол. мая 9. Когда надлежало язычникам утверждать клятвою договор, то они испивали кровь не только безсловесных животных, но и человеческую, как напр. хананеи, и от них научились иудеи. Пс.105. Под именем же святыни разумеется священнодействие, т. е. жертвоприношение, от коего оставшиеся части сами приносители отведывали по обычаю языческому, как видно у Саллюстия о Катилине.

Необрезание

Сл  А҆крови́стиѥ
= акровьствиѥ
греч. ἀκροβυστία = необрезание (Микл.). Обрезание и акровьстиу въ едину веру призовешь. Иппол. Антихр. 10.

Необрезанный тайный уд

ЦС  Краенеобрѣ́занїе
- (ἀκροβυστία) = необрезанный тайный уд (1 Цар.18:25,27).

Неосновательный

ЦС  Легкоꙋ́мный
= легкомысленный, неосновательный. Ефр. Сир. 513.

Непоколебимый

Сл  Коста
- (лат. constans) = постоянный, твердый, непоколебимый

Непоколебимый в разуме

ЦС  Крепкомꙋ́дренный
= твердый, непоколебимый в разуме. Мин. мес. янв. 25 и июля 14.

Непотребный дом

ЦС  Кади́смъ
- (евр.) = дом блудилищный; (οἶχος τῶν χαθησίμ) —непотребный дом. (4 Цар. 23:7); кадка (невостр.)

Неправда

ЦС  Лжа́
- (ψεῦδος) = ложь, неправда. Воста во мне лжа моя - востает на меня изможденность моя. Иов.16:8; но мняхуся (апостолам) лжа благовещения (о воскресении Иисуса Христа). (Утр. стихир. 4-го гласа).

Неправосудие

ЦС  Кривосꙋ́дїе
= неправосудие, неправое решение судиею дела. Потребн. Филарета 173.

Неправый

Сл  Кривый
= неправый.

Неприятность

Сл  Кроучниа
= желчь; падучая болезнь; неприятность

Несколько

ЦС  Нѣколи́ко
= несколько. Прол. окт. 9.

Несострадательный

ЦС  Каменосерде́чный
жестокосердый, бесчувственный, несострадательный (Прол авг. 6)

Несправедливый судья

Сл  Косомѣръ
= несправедливый судья, наглый вельможа. Степ. кн. 1, 25

Нет

Ру  Нету
- др. р. = нет. Образовано из несть+ту. Это слово произошло не позже XIV в. (Лекции проф. А. Соболевского).

Нет

ЦС  Нѣ́сть
- (οὐχ ἔστι) = не есть, нет, не значит (1 Кор. 11:20); несть в нас (οὐχ ἔστι ἐφ' ἡμῖν) – не от нас зависит (Син. 2 н. чет.).

Неужели

Сл  Ли
= или; а ли  = если, если же; ни ли = неужели; аще ли = разве; пакы ли = в противном случае; вопросит. частица.

Неуклонно

ЦС  Крѣ́пко
= твердо, неуклонно (Н. 16 на Госп. воз., ст. 2); звучно, громко (Н. 16, п. 3 Бог.); твердо, мужественно (С. 30 п. ? Бог.). (Невостр.).

Нивхаз

ЦС  А҆влазе́ръ
– евр. Нивхаз (неизвестного происхождения) = название идола, которого боготворили аввийцы, поселенцы Самарии. Вообще полагают, что Нивхаза боготворили под видом собаки: именно это был идол с человеческим туловищем и с собачьей головой (4 Цар. 17:31).

Нижний

Сл  Коутьнин
= нижний (о зубах), угловой.

Нисан

ЦС  А҆ві́въ
– церк. слав. месяц новых плодов – евр. месяц колосьев = первый месяц священного и седьмой гражданского года у евреев, соответствующий нашему марту-апрелю (Исх. 13:4). Впоследствии его стали называть Нисаном, т.е. месяцем цветов.

Нищий

Ру  Калика
= калека, урод, человек болезненный, нищий, слепец, ходящий по церк.праздникам и поющий духовные стихи.

Но

Ру  Але
= но, а

Но

Сл  А҆́ли
= 1) но; 2) же; 3) ли, ужели; 4) или; 5) если, а если, если же; а если не (нет) с пропуском относящегося к нему глагола. Али Бог послух тому, с братом твоим рядилися есве. Пис. Влад. Мон. Егда бех в миру, тогда мене остави, али егда хощю работати Богу, тогда язык ми вяжеши. Пат. Син. XI в. 187. Ины спасе, али себе не может спасти (Мк. 15:31). Четвероев. 1144 г. Любо и казни, любо слепи, али даи нам. Лавр. л. 6685 г. Али кто смысл имать, да попытаи. Феод. Печ. 2, 197. Княже, поеди проче, не хотим тебе, али (т. е. не поедешь) – идем всь Новъгород прогонит тебе. Новг. 1 л. 6778 г.

Но

ЦС  Оба́че
— (πλὴν) = впрочем, однако (Мф.26:39); (εἰϛ), но, а, напротив (Лк.6:24,35); (όμωϛ), даже (2Макк.2:28; Гал.3:15); подлинно (Пс.38:6,7). (Невостр.)

Новобрачный

ЦС  Кнѧ́зь
- (ἄρχων) — 1) вождь, повелитель, глава; «Не ѡ҆скꙋдѣ́тъ кнѧзь ѡ҆ І҆ꙋ́ды». (Быт. 49:10). независимый владетель;Соответствующее евр.слово (Schebet) cлавянскому «Кнѧзь» значит: жезл, скипетр (см. русск. Синод. Библ.), как символ правительственной власти, правительственная власть (Ср. Числ. 24:17; Ис.14:5; Зах.10:11). Вообще же у евреев князем назывался главный в колене (Числ.1:4-16), тысяченачальник (Иис. Нав. 22: 30); независимый владетель (Иис. Нав. 9:14; Суд. 8:15,16); (τοπάρχης) — областной начальник (Ав. 21. Фад. На Г. в. 2 п. 5. 1. Прол. Ав. 21, 1, Ию. 19, 1); 2)  в народн.песнях и обряд.князем называется новобрачный; 3) иногда это слово означает самый верхний брус на кровле строения, конек. Князь мира сего, князь власти воздушной — диавол (Ин. 12:31, Еф. 2:2) Князь силы — не означает военных начальников, но только тех глав семейств или патриархов, которые «обретошася въ начальники силъ» над 24-мя классами священников из линии Елиазара и Ифамара (1Цар. 24:4). Князь мира — начальник, виновник мира или примерения — название И. Христа у прор. Исайи. Здесь разумеется примирение человека с Богом, совершившееся благодаря Голгофской жертве. Падшее человечество было под проклятием, след. как бы под гневом Божиим, но Иисус Христос искупил нас от этого проклятия, приняв на себя грехи всего человечества и вместе проклятие на них. Князи врат = надверия, верхние перекладины ворот, поднимаемые для пропуска проходящих (Пс. 23:7. Ис. 6:4). Князь третьяго есть — главный из трех (2 Цар. 23:8). Князь сонмища — начальник синаноги (Лк. 8:4). Князи Танесовы, мудрые советницы — правители Таниса (Танис, при Таниском рукаве Нила, один из древнейших городов Египта, только 7-ю годами молож палестинского Хеврона. Числ. 13:22) мудрые советники. В древности был обычай — назначать правителями людей, прославившихся между другими особенной мудростью; так Иосиф за мудрое толкование снов фараона сделан был первым после царя правителем Египта; пр. Даниил с тремя друзьями своими также за особенную мудрость свою сделаны были областеначальниками Вавилонской монархии. (Дан. 1:20; Дан. 2:48, 49; Ис.19:11). Интересно проследить этимологию слова князь. Корень слова князь, др.р. правопис. кънязь , академик И. Срезневский, вопреки противоположным мнениям, совершенно справедливо, по нашему взгляду, видит в слове кън  - конъ, что означает начало «отъ кона суть» Иоан. экз.190), - отсюда слово коновод- предводитель, начальник, зачинщик, совершенно отличное от слова коневод. Древнейшее значение слова кънязь (нем.könig — король) должно было быть: родичь, происходящий от рода, и потом — первый в роде, начальник рода. Слово начальник — собственно (начать) начинающий, теперь приняло в свое значение идею о праве, о владении: так случилось и со словом князь. (см. превосходная филологич.розыск. Об этом слове у И.И. Срезн. Мысли об истории рус.яз., стр. 112-114).

Нож

Сл  Кроило
= меч, нож, резец (Миклош.).

Ножны

ЦС  Капь
= 1) изображение, статуя, иол, тоже, что капище; 2) вместилище, влагалище, ножны, покров крыльев у жуков; 3) единица веса, хлебная мера (Бусл.).

Ноздререзанный

ЦС  Корконо́сый
= ноздререзанный, курносый. Скриж. лист. 177. Такое прозвание было у царя Иустиниана второго, бывшему на 6 соборе Вселенском в 692 году. Korke по Шафарику - утес

Нос корабля

Сл  Коргъ
= нос корабля (Миклош.)

Носилки

Сл  Кровать
(греч. κράββατος. лат. grabatus) = одр, постель, носилки.

Носящий шапку

Сл  Капоноша
- носящий шапку.

Ночник

Сл  каганьць
= ночник, плошка

Ноша

Сл  Иго
– (ζυγός) = ярмо (лат. jugum), связь, рабство, узы: ноша (Числ. 19:2) Иго Мое благо (Мф. 11:30), т. е. учение и закон евангельский, который вам налагаю, не отяготит ваших плеч, как иго ветхого закона, или иго мира, плоти и диавола. Иногда значит: владение, господство (Пс.2:3Ис. 9:41Тим.6:1). Отъяти иго – освободить от порабощения (1Мак. 8:18). В санскр. юг – иго от юдж. – соединять, лат. jugum от jungere – соединять (см. Корнесл. Шимкевича).

Ноябрь месяц

Сл  Листопадъ
- ноябрь месяц.

Нравиться

ЦС  Благоꙋгожда́ти
греч. εὐαρεστεῖν = нравиться, находить в чем-либо удовольствие; делать приятно, ходить. Быт. 17:1 : „благоугождай предо Мною“ (Авраам пред Богом), т.е. веди себя, как верный раб.

Нянчить

Ру  Лелеяти
= колебать, качать, от корня ли, общего со словом люлька, зыбка. Но так как качание дитяти совершается не только в зыбке, но и на руках, то и выражение «лелеять» получило более широкое значение: негоговать, нянчить, холить. Качание ребенка в зыбке или на руках сопровождается припеванием, а  потому и лелеять значит еще убаюкивать, петь песни под лад колыханий.

Нёбо во рту

ЦС  Лало́ка
- (греч.) = нёбо во рту, глотка. Дам. 21.