На
ЦС
Верхꙋ́
=
вверху,
на (Пс. 107:5; Мф. 2:9);
взимает Господь днесь господина твоего верху главы твоея от тебе (4 Цар. 2:3). Это выражение указывает на обыкновение учеников сидеть у ног учителя
(Лк. 10:39; Деян. 22:3). Прим.: этот текст в Библиях издания 1890
г. читается несколько иначе.
На
ЦС
О
— (предл.) =
1) περί —
вокруг,
кругом,
на (
Притч.1:9;
Мк.1:6;
Мк.9:42);
за кого,
за что (
Ин.10:33;
1Кор.1:6;
1Пет.3:16;
1Ин.4:10;
1Фес.4:6;
Евр.10:18,26);
около (
Деян.10:9;
Мф.27:46;
Мк.9:14);
относительно чего (
2Тим.3:8);
2) ἑρί —
при ком (
Сир.37:19;
Флп.1:3);
к кому (
Мк.5:21;
2Фес.2:1);
пред кем (Иудифь 9:10;
Откр.1:7);
ради,
из-за чего (
Деян.3:16;
Тит.1:2;
1Кор.1:4);
по причине,
от (
Деян.20:38);
за что (
1Фес.3:9);
с чем (Кор.9:10);
3) ἐν —
за что (
1Пет.4:14;
Гал.1:24;
Рим.1:8);
к кому (
Евр.10:38);
через кого (
Гал.3:14);
в ком,
от кого (
Евр.11:18;
Флп.4:7;
1Фес.3:8);
перед чем (
Флп.2:10);
в кого (
Гал.3:26;
Еф.1:15;
Кол.1:4);
в ком,
на ком (
Еф.1:20;
Гал.5:6;
Рим.6:2;
Флп.4:7;
1Фес.3:8);
в кого (
Рим.1:8;
Еф.1:15);
4) εἰϛ —
в отношении,
для кого (
Мф.26:10;
Мк.14:6); для кого (
Рим.16:6;
Кол.1:16)
5) ὑπέρ —
за что,
ради чего (
Кол.2:1;
3Ин.1:7;
Еф.5:20);
за кого,
в защиту (
Деян.26:1;
Деян.15:26;
Еф.3:1);
для чего (
Кол.1:7;
2Кор.1:6);
относительно (
2Фес.2:1);
за что (
Деян.15:26);
почему (
Флп.2:13);
6) χατά —
над чем (
Иуд.1:15).
На ком
ЦС
О
— (предл.) =
1) περί —
вокруг,
кругом,
на (
Притч.1:9;
Мк.1:6;
Мк.9:42);
за кого,
за что (
Ин.10:33;
1Кор.1:6;
1Пет.3:16;
1Ин.4:10;
1Фес.4:6;
Евр.10:18,26);
около (
Деян.10:9;
Мф.27:46;
Мк.9:14);
относительно чего (
2Тим.3:8);
2) ἑρί —
при ком (
Сир.37:19;
Флп.1:3);
к кому (
Мк.5:21;
2Фес.2:1);
пред кем (Иудифь 9:10;
Откр.1:7);
ради,
из-за чего (
Деян.3:16;
Тит.1:2;
1Кор.1:4);
по причине,
от (
Деян.20:38);
за что (
1Фес.3:9);
с чем (Кор.9:10);
3) ἐν —
за что (
1Пет.4:14;
Гал.1:24;
Рим.1:8);
к кому (
Евр.10:38);
через кого (
Гал.3:14);
в ком,
от кого (
Евр.11:18;
Флп.4:7;
1Фес.3:8);
перед чем (
Флп.2:10);
в кого (
Гал.3:26;
Еф.1:15;
Кол.1:4);
в ком,
на ком (
Еф.1:20;
Гал.5:6;
Рим.6:2;
Флп.4:7;
1Фес.3:8);
в кого (
Рим.1:8;
Еф.1:15);
4) εἰϛ —
в отношении,
для кого (
Мф.26:10;
Мк.14:6); для кого (
Рим.16:6;
Кол.1:16)
5) ὑπέρ —
за что,
ради чего (
Кол.2:1;
3Ин.1:7;
Еф.5:20);
за кого,
в защиту (
Деян.26:1;
Деян.15:26;
Еф.3:1);
для чего (
Кол.1:7;
2Кор.1:6);
относительно (
2Фес.2:1);
за что (
Деян.15:26);
почему (
Флп.2:13);
6) χατά —
над чем (
Иуд.1:15).
На котором Ной спасся от всемирного потопа
ЦС
Ковче́гъ
- (
κιβωτός) —
кивот (завета) (Акаф. Б.
ик. 12;
Числ. 7:89;
Втор. 10:1-3);
корабль (
Быт. 6:14,15 Быт.7:1),
на котором Ной спасся от всемирного потопа. Ковчег длиной был 300 локтей = 65 с. 1 арш. 14 верш., шириной 50
л. = 10с. 2 арш. 13 в., высотой 30
л. = 6 с. 1 арш. 11 в.;
ящик (
4 Цар. 12:10)
Навет
ЦС
Ко́знь
=
навет,
коварство,
хитрость (
Еф. 6:11):
яко возмощи вам стати противу кознем диавольским. Иногда значит:
шутка.
Григ. Наз. 33 на об.
Наветовать
ЦС
Ла́ѧти
=
бранить;
наветовать,
клеветать:
«Лающе Его, ищущи уловити нечто от уст Его» (Лк.11:54).
«Лаялъ мя посадник ваш Остафей, назвалъ мя псомъ» (Новг. лет. 1, 83).
Наводящий печаль
ЦС
Карьливъ
= печальный, наводящий печаль.
Навой
Сл
Кросно
= 1) навой; 2) ткань.
Нагибать к низу
Ру
Клонити
= наклонять, к низу нагибать; привлекать кого или что к своему намерению. Слова: колено и клоню одного корня.
Нагибаться
Сл
Клѧчити
= 1) становиться на колена; 2) нагибаться, преклоняться; 3) хромать
Наглый вельможа
Сл
Косомѣръ
= несправедливый судья, наглый вельможа. Степ. кн. 1, 25
Наговаривать
Ру
Обадити
= наговаривать, клеветать. «Обадил бо тя есть ко царю Кавгадыи», то есть Кавгадый оклеветал тебя перед царем (см Известия Рос. Акад. 1819 г., кн.7, стр.65).
Наговаривать на кого-либо
ЦС
Ва́дити
Наговорщик
ЦС
Обава́тель
= наговорщик, нашептыватель, чародей, ворожея. Требн., Номокан.
Нагольная шуба
Ру
Кожух
=
кафтан, подбитый мехом; украшался нашивками, кружевом и жемчугом; надевался на
зипун. Кожухи упоминаются в Слове о полку Игореве: «
орьтмами и япончицами и кожухы начашя (Русичи) мосты мостити по болотом». У малороссиян кожухом называется
нагольная шуба. В этом значении слово кожух сохранилось почти во всех славянских наречиях. Кожухом называется также
корпус у часов: «
часы боевые зепьные (карманные), кожух медной прорезной, золочен». Кожухом называлась и
металлическая ямочка или гнездышко для вставки жемчужного зерна или камня: «
булавка с камешком червчатым в кожушке».
(Савваит.)
Награда
Сл
А҆лафа
– др. рус. = награда
Над чем
ЦС
О
— (предл.) =
1) περί —
вокруг,
кругом,
на (
Притч.1:9;
Мк.1:6;
Мк.9:42);
за кого,
за что (
Ин.10:33;
1Кор.1:6;
1Пет.3:16;
1Ин.4:10;
1Фес.4:6;
Евр.10:18,26);
около (
Деян.10:9;
Мф.27:46;
Мк.9:14);
относительно чего (
2Тим.3:8);
2) ἑρί —
при ком (
Сир.37:19;
Флп.1:3);
к кому (
Мк.5:21;
2Фес.2:1);
пред кем (Иудифь 9:10;
Откр.1:7);
ради,
из-за чего (
Деян.3:16;
Тит.1:2;
1Кор.1:4);
по причине,
от (
Деян.20:38);
за что (
1Фес.3:9);
с чем (Кор.9:10);
3) ἐν —
за что (
1Пет.4:14;
Гал.1:24;
Рим.1:8);
к кому (
Евр.10:38);
через кого (
Гал.3:14);
в ком,
от кого (
Евр.11:18;
Флп.4:7;
1Фес.3:8);
перед чем (
Флп.2:10);
в кого (
Гал.3:26;
Еф.1:15;
Кол.1:4);
в ком,
на ком (
Еф.1:20;
Гал.5:6;
Рим.6:2;
Флп.4:7;
1Фес.3:8);
в кого (
Рим.1:8;
Еф.1:15);
4) εἰϛ —
в отношении,
для кого (
Мф.26:10;
Мк.14:6); для кого (
Рим.16:6;
Кол.1:16)
5) ὑπέρ —
за что,
ради чего (
Кол.2:1;
3Ин.1:7;
Еф.5:20);
за кого,
в защиту (
Деян.26:1;
Деян.15:26;
Еф.3:1);
для чего (
Кол.1:7;
2Кор.1:6);
относительно (
2Фес.2:1);
за что (
Деян.15:26);
почему (
Флп.2:13);
6) χατά —
над чем (
Иуд.1:15).
Наделяющий щедро
ЦС
Щедрода́тель
-ный
= наделяющий щедро, щедрый.
Надзиратель
ЦС
Книго́чїй
и книго́чїѧ
(
γραμματικός) — вообще
ученый человек (
Ис. 33:18;
Иис. Нав.1:10;
2 Цар. 20:25;
3 Цар. 4:3;
1Езд. 4:8, 9:17, 23.
Неем. 12:37); (
γραμματεύς —
Есф. 9:3); в частности, а) в церковном отношении —
занимающийся книгой закона,
законник,
законоучитель (
2 Езд. 8:3;
4 Цар. 22:3), б) в гражданском отношении —
секретарь (
4 Цар. 18:18, 37),
приставник или
надзиратель (
Исх. 5:6;
Числ. 11:16); в) в военном отношении —
командир (
Втор. 20:5, 8, 9); (
γραμματοεισαγωγεύς) —
объявитель судебного приговора;
секретарь (Невостр.)
Надлежит
ЦС
Лежи́тъ
- (
ἀποκεῖται) =
положено,
назначено,
надлежит (Евр. 9:27).
Лежаща по очищению иудейску – стоявших по обычаю очищения иудейского; ибо у иудеев был обычай – делать частые омовения, в особенности рук, перед вкушением и после вкушения пищи.
Ин. 2:6.
Надменный
Сл
Карьникъ
= укоритель; высокомерный, заносчивый, надменный.
Надменным делать
ЦС
Кичи́ти
=
гордым или надменным делать (1 Кор. 8:1).
Разум убо кичит, а любы созидает.
Наемный человек
Сл
Kаꙁакъ
, коꙁакъ
= работник, наемный человек
Назидательность
ЦС
Благода́ть
–
греч. χάρις = 1)
милость,
благоволение,
приятность,
привлекательность,
грация в речи,
назидательность, то, что называют
помазанием у проповедников 2)
благодарность (Невостр.). 3)
И благодать возблагодать (
Ин. 1:16) – обилие и многообразие даров
Св. Духа, дарованных нам Богом. В строго богословском смысле благодать есть спасительная сила Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечно блаженной.
Благодати забвение – забвение благодарности.
Прем. 14:26.
Благодати безумных излиются – любезности глупых останутся напрасными.
Сир. 20:13.
Назначено
ЦС
Лежи́тъ
- (
ἀποκεῖται) =
положено,
назначено,
надлежит (Евр. 9:27).
Лежаща по очищению иудейску – стоявших по обычаю очищения иудейского; ибо у иудеев был обычай – делать частые омовения, в особенности рук, перед вкушением и после вкушения пищи.
Ин. 2:6.
Наказание
Сл
Кориꙁна
= укор, наказание.
Наказывать
Сл
Карати
= ссориться, спорить; наказывать
Наклонять
Ру
Клонити
= наклонять, к низу нагибать; привлекать кого или что к своему намерению. Слова: колено и клоню одного корня.
Наконец
ЦС
Коне́чно
- (τελευταῖον) = наконец. (В суб. 1 н. чет. к.1 п 4, 2)
Наложница
Сл
Кавка
= наложница (Миклош.)
Напиток
ЦС
Ква́съ
-
закваска,
дрожжи (
1 Кор. 5:6);
кислое тесто,
кислый хлеб (
Исх. 12:15);
напиток;
учение,
толк.
Квас ветхий — дела плотского, необновленного духом, не удаляющегося от грехов человека (
1 Кор. 5:7-8).
Наружный
ЦС
Кромѣ́шнїй
(
ἐξώτερος) =
внешний,
наружный (Мф.8:12), иначе пер. внешний (
в Суб. 4 н., чет. п. 8. тр. 3).
Насекомое
ЦС
Ка́нфиръ
- греч. = жук, насекомое. Прол. Март. 17.
Наслаждаюсь
ЦС
Кра́шꙋсѧ
- (κομάω) = украшаюсь, красуюсь (Сент. 1 кан. инд. п. 3 тр. 2); (τέρπομαι), наслаждаюсь, увеселяюсь, нахожу удовольствие (Сен. 13, на стих. слав).
Наставление
Сл
Каꙁа́ниѥ
- (польск.) = проповедь слова Божия, или поучение, изустно сказываемое, наставление, увещание
Наставление
Сл
Каѧниє
= покаяние; наставление, учреждение
Наставник
Сл
Каꙁа́тель
- учитель, проповедник, наставник. Не книжныя ученики Дух твой Святый казатели яви (Стих.в ср.веч.)
Наставник оглашенных
ЦС
Катехе́тъ
= наставник оглашенных
Настольное покрывало
Ру
Килим
(перс., татар. ковер, польск. kilim, kilimek) = гладкий полосатый ковер; иногда — настольное покрывало (Обл. слов. 82)
Начало
Сл
Конъ
=
предел,
начало,
конец. Это слово имеет два вида правописания: конъ и конь. Это видно уже из того что цер.-слав. слово
искони (вечно) принадлежащее к этому корню, разлагается на предлог
изъ и имя
конь, а не конъ, из которого по правилам языка было бы: искона. Корень этого слова нужно искать в санскр. яз., где кун – замыкать; куна – угол, острие, край. Потому слово конъ, означающее начало и конец, указывает на то, что как начало, так и конец служат предельным пунктом, замыкающим и вместе начинающим известное определение пространства и времени. Впрочем, это наше личное мнение.
Начальник
ЦС
И҆ге́монъ
– (греч. ?????) = прокуратор, римский начальник завоеванной области; вообще предводитель; начальник в чем-либо, областной правитель.
Начальник воинского отряда
Сл
Каꙁньць
-1) начальник воинского отряда; 2) глашатый
Начальник над тюрьмами
ЦС
Комментари́сїй
= начальник над тюрьмами (Чет. Мин. июн. 7)
Начальник общежительной обители
ЦС
Киновїа́рхъ
- (κοινοβιάρχης) = начальник общежительной обители (Прол. С. 24, 2).
Начальник отряда в 100 человек
ЦС
Кентꙋрїо́нъ
(лат., греч.) = тоже, что центурион, сотник, начальник отряда в 100 человек.
Начальный
ЦС
Кнѧ́жїй
= начальный, главный. Обходя островы и места княжия. Прол. июл. 28; принадлежащий князю.
Нашептывание
ЦС
Обава́нїе
= ворожба, нашептывание, волхвование, колдовство.
Не бегайте
Сл
Качьма
- (тат. кач. бегать) = не бегайте
Не есть
ЦС
Нѣ́сть
- (
οὐχ ἔστι) =
не есть,
нет,
не значит (
1 Кор. 11:20);
несть в нас (
οὐχ ἔστι ἐφ' ἡμῖν) – не от нас зависит
(Син. 2 н. чет.).
Не значит
ЦС
Нѣ́сть
- (
οὐχ ἔστι) =
не есть,
нет,
не значит (
1 Кор. 11:20);
несть в нас (
οὐχ ἔστι ἐφ' ἡμῖν) – не от нас зависит
(Син. 2 н. чет.).
Невольник
ЦС
Ра́бъ
– (
οἰκέτης) =
обитатель,
житель;
слуга,
невольник,
раб. (
См. Лев. 25:42). Иногда словом «раб» переводится
παῖς,
сын,
дочь;
мальчик,
юноша;
молодой невольник,
слуга;
ученик (
Напр. Исх. 21:2). Еврей мог быть рабом у еврея же или вследствие неуплаты долга (
Лев. 25:39), или вследствие кражи, когда он продавался за украденное (
Исх. 22:3), или, наконец, по собственному желанию (
Втор. 15:12-17). Раб еврей находился в рабстве у еврея до субботнего года, следовательно не более шести лет, но мог быть и менее шести лет, если субботний год был вскоре после поступления в рабы. Если же раб изъявлял желание остаться у господина, то он должен быть у него до юбилейного года (
Исх. 21:6;
Втор. 15:17). Если продавался в рабство еврей женатый, то вместе с ним в субботний год отходила и жена, а также и дети, а если господин давал жену рабу, то в субботний год отходил только раб, а жена и дети оставались у господина. Если в субботний год раб не желал отходить от своего господина, то он приводил его пред судей, ставил в двери и прокалывал ему ухо шилом (
Исх. 21:1-6).
Невольник
ЦС
Ра́бичищъ
= слуга, невольник. Прол. янв. 2.
Нега
ЦС
Ласкосе́рдїе
= нега, похотливость, любострастие (в кан. по 6 п. блаж. 4).
Нега
ЦС
Ща́пство
(по другим ща́вство)
= сластолюбие, нега, роскошь.
Нега
ЦС
Ща́вство
= лакомство, нега, леность.
Негоговать
Ру
Лелеяти
= колебать, качать, от корня ли, общего со словом люлька, зыбка. Но так как качание дитяти совершается не только в зыбке, но и на руках, то и выражение «лелеять» получило более широкое значение: негоговать, нянчить, холить. Качание ребенка в зыбке или на руках сопровождается припеванием, а потому и лелеять значит еще убаюкивать, петь песни под лад колыханий.
Нежусь
ЦС
Ласкосе́рдствую
- (
κατασπαλαλάω) =
нежусь (Ам. 6:4); (
λιχνεύομαι),
сластолюбствую,
лакомлюсь (в нед. мяс. веч. на стихов. стихир. самоглас.); (
λαγνεύω),
похотствую,
разжигаюсь похотью (Невостр.).
Независимый владетель
ЦС
Кнѧ́зь
- (
ἄρχων) —
1) вождь,
повелитель,
глава; «
Не ѡ҆скꙋдѣ́тъ кнѧзь ѡ҆ І҆ꙋ́ды». (
Быт. 49:10).
независимый владетель;Соответствующее евр.слово (Schebet) cлавянскому «
Кнѧзь» значит: жезл, скипетр
(см. русск. Синод. Библ.), как символ правительственной власти, правительственная власть (Ср. Числ. 24:17;
Ис.14:5;
Зах.10:11). Вообще же у евреев князем назывался
главный в колене (
Числ.1:4-16),
тысяченачальник (
Иис. Нав. 22: 30);
независимый владетель (
Иис. Нав. 9:14;
Суд. 8:15,16); (
τοπάρχης) —
областной начальник (Ав. 21. Фад. На
Г. в. 2
п. 5. 1.
Прол. Ав. 21, 1, Ию. 19, 1);
2) в народн.песнях и обряд.князем называется
новобрачный;
3) иногда это слово означает
самый верхний брус на кровле строения,
конек.
Князь мира сего,
князь власти воздушной — диавол (
Ин. 12:31,
Еф. 2:2)
Князь силы — не означает военных начальников, но только тех глав семейств или патриархов, которые «обретошася въ начальники силъ» над 24-мя классами священников из линии Елиазара и Ифамара (
1Цар. 24:4).
Князь мира — начальник, виновник мира или примерения — название И. Христа у прор. Исайи. Здесь разумеется примирение человека с Богом, совершившееся благодаря Голгофской жертве. Падшее человечество было под проклятием, след. как бы под гневом Божиим, но Иисус Христос искупил нас от этого проклятия, приняв на себя грехи всего человечества и вместе проклятие на них.
Князи врат = надверия, верхние перекладины ворот, поднимаемые для пропуска проходящих (
Пс. 23:7.
Ис. 6:4).
Князь третьяго есть — главный из трех (
2 Цар. 23:8).
Князь сонмища — начальник синаноги (
Лк. 8:4).
Князи Танесовы, мудрые советницы — правители Таниса (Танис, при Таниском рукаве Нила, один из древнейших городов Египта, только 7-ю годами молож палестинского Хеврона. Числ. 13:22) мудрые советники. В древности был обычай — назначать правителями людей, прославившихся между другими особенной мудростью; так Иосиф за мудрое толкование снов фараона сделан был первым после царя правителем Египта;
пр. Даниил с тремя друзьями своими также за особенную мудрость свою сделаны были областеначальниками Вавилонской монархии. (
Дан. 1:20;
Дан. 2:48, 49;
Ис.19:11). Интересно проследить
этимологию слова князь. Корень слова князь, др.р. правопис. кънязь , академик И. Срезневский, вопреки противоположным мнениям, совершенно справедливо, по нашему взгляду, видит в слове
кън -
конъ, что означает начало «отъ кона суть» Иоан. экз.190), - отсюда слово
коновод- предводитель, начальник, зачинщик, совершенно отличное от слова
коневод. Древнейшее значение слова
кънязь (нем.könig — король) должно было быть: родичь, происходящий от рода, и потом — первый в роде, начальник рода. Слово начальник — собственно (начать) начинающий, теперь приняло в свое значение идею о праве, о владении: так случилось и со словом князь. (
см. превосходная филологич.
розыск. Об этом слове у И.И.
Срезн. Мысли об истории рус.яз.,
стр. 112-114).
Независимый владетель
ЦС
Кнѧ́зь
- (
ἄρχων) —
1) вождь,
повелитель,
глава; «
Не ѡ҆скꙋдѣ́тъ кнѧзь ѡ҆ І҆ꙋ́ды». (
Быт. 49:10).
независимый владетель;Соответствующее евр.слово (Schebet) cлавянскому «
Кнѧзь» значит: жезл, скипетр
(см. русск. Синод. Библ.), как символ правительственной власти, правительственная власть (Ср. Числ. 24:17;
Ис.14:5;
Зах.10:11). Вообще же у евреев князем назывался
главный в колене (
Числ.1:4-16),
тысяченачальник (
Иис. Нав. 22: 30);
независимый владетель (
Иис. Нав. 9:14;
Суд. 8:15,16); (
τοπάρχης) —
областной начальник (Ав. 21. Фад. На
Г. в. 2
п. 5. 1.
Прол. Ав. 21, 1, Ию. 19, 1);
2) в народн.песнях и обряд.князем называется
новобрачный;
3) иногда это слово означает
самый верхний брус на кровле строения,
конек.
Князь мира сего,
князь власти воздушной — диавол (
Ин. 12:31,
Еф. 2:2)
Князь силы — не означает военных начальников, но только тех глав семейств или патриархов, которые «обретошася въ начальники силъ» над 24-мя классами священников из линии Елиазара и Ифамара (
1Цар. 24:4).
Князь мира — начальник, виновник мира или примерения — название И. Христа у прор. Исайи. Здесь разумеется примирение человека с Богом, совершившееся благодаря Голгофской жертве. Падшее человечество было под проклятием, след. как бы под гневом Божиим, но Иисус Христос искупил нас от этого проклятия, приняв на себя грехи всего человечества и вместе проклятие на них.
Князи врат = надверия, верхние перекладины ворот, поднимаемые для пропуска проходящих (
Пс. 23:7.
Ис. 6:4).
Князь третьяго есть — главный из трех (
2 Цар. 23:8).
Князь сонмища — начальник синаноги (
Лк. 8:4).
Князи Танесовы, мудрые советницы — правители Таниса (Танис, при Таниском рукаве Нила, один из древнейших городов Египта, только 7-ю годами молож палестинского Хеврона. Числ. 13:22) мудрые советники. В древности был обычай — назначать правителями людей, прославившихся между другими особенной мудростью; так Иосиф за мудрое толкование снов фараона сделан был первым после царя правителем Египта;
пр. Даниил с тремя друзьями своими также за особенную мудрость свою сделаны были областеначальниками Вавилонской монархии. (
Дан. 1:20;
Дан. 2:48, 49;
Ис.19:11). Интересно проследить
этимологию слова князь. Корень слова князь, др.р. правопис. кънязь , академик И. Срезневский, вопреки противоположным мнениям, совершенно справедливо, по нашему взгляду, видит в слове
кън -
конъ, что означает начало «отъ кона суть» Иоан. экз.190), - отсюда слово
коновод- предводитель, начальник, зачинщик, совершенно отличное от слова
коневод. Древнейшее значение слова
кънязь (нем.könig — король) должно было быть: родичь, происходящий от рода, и потом — первый в роде, начальник рода. Слово начальник — собственно (начать) начинающий, теперь приняло в свое значение идею о праве, о владении: так случилось и со словом князь. (
см. превосходная филологич.
розыск. Об этом слове у И.И.
Срезн. Мысли об истории рус.яз.,
стр. 112-114).
Незаконнорожденное детище.
Сл
Тайми́чищъ
= незаконнорожденное детище. Соборн. Кормч.
Незаконорожденный
Сл
Копеличиштъ
, копелъ
= незаконорожденный
Незаметно
Сл
Таи
= тайно, скрытно, незаметно (λάθρα). (Мариинск. (глаголич.) четвероеванг. XI в. Ягича, стр. 3, 4, 362 и др.).
Незлобие
Ру
Легкосердье
= незлобие (Стослов. Св. Геннадия). У Миклошича это слово переводится латинским levis animus, которое может означать и легкомыслие, беззаботность.
Неистоствовать.
ЦС
Клеща́ти
= неистоствовать. Пр. дек. 24
Нелепо
ЦС
Козлогла́сно
= нелепо, противно звуку. Прол. авг.15
Немедленно
Ру
Абие
, абье
= тотчас, немедленно, вдруг.
Немецкий
Ру
Аламанский
– (др. рус.) – ср. лат. Alemanni = германский, немецкий: Грады претвердые аламанские разбивахуся. Курб. Ист. гл. 4.
Немилосердный
ЦС
Кровопі́йца
и кровопи́вецъ
=
мучитель,
тиран,
немилосердный,
бесчеловечный,
пиющий кровь человеческую.
(Прем.12:5).
Кровопийцев от среды святыни твоея.
Прол. мая 9. Когда надлежало язычникам утверждать клятвою договор, то они испивали кровь не только безсловесных животных, но и человеческую, как
напр. хананеи, и от них научились иудеи.
Пс.105. Под именем же святыни разумеется священнодействие, т. е. жертвоприношение, от коего оставшиеся части сами приносители отведывали по обычаю языческому, как видно у
Саллюстия о Катилине.
Необрезание
Сл
А҆крови́стиѥ
= акровьствиѥ
– греч. ἀκροβυστία = необрезание (Микл.). Обрезание и акровьстиу въ едину веру призовешь. Иппол. Антихр. 10.
Неосновательный
ЦС
Легкоꙋ́мный
= легкомысленный, неосновательный. Ефр. Сир. 513.
Непоколебимый
Сл
Коста
- (лат. constans) = постоянный, твердый, непоколебимый
Непоколебимый в разуме
ЦС
Крепкомꙋ́дренный
= твердый, непоколебимый в разуме. Мин. мес. янв. 25 и июля 14.
Непотребный дом
ЦС
Кади́смъ
- (евр.) =
дом блудилищный; (
οἶχος τῶν χαθησίμ) —
непотребный дом. (
4 Цар. 23:7);
кадка (
невостр.)
Неправда
ЦС
Лжа́
- (
ψεῦδος) =
ложь,
неправда.
Воста во мне лжа моя - востает на меня изможденность моя.
Иов.16:8;
но мняхуся (апостолам) лжа благовещения (о воскресении Иисуса Христа).
(Утр. стихир. 4-го гласа).
Неправосудие
ЦС
Кривосꙋ́дїе
= неправосудие, неправое решение судиею дела. Потребн. Филарета 173.
Неправый
Сл
Кривый
= неправый.
Неприятность
Сл
Кроучниа
= желчь; падучая болезнь; неприятность
Несколько
ЦС
Нѣколи́ко
= несколько. Прол. окт. 9.
Несострадательный
ЦС
Каменосерде́чный
= жестокосердый, бесчувственный, несострадательный (Прол авг. 6)
Несправедливый судья
Сл
Косомѣръ
= несправедливый судья, наглый вельможа. Степ. кн. 1, 25
Нет
Ру
Нету
- др. р. = нет. Образовано из несть+ту. Это слово произошло не позже XIV в. (Лекции проф. А. Соболевского).
Нет
ЦС
Нѣ́сть
- (
οὐχ ἔστι) =
не есть,
нет,
не значит (
1 Кор. 11:20);
несть в нас (
οὐχ ἔστι ἐφ' ἡμῖν) – не от нас зависит
(Син. 2 н. чет.).
Неужели
Сл
Ли
= или; а ли = если, если же; ни ли = неужели; аще ли = разве; пакы ли = в противном случае; вопросит. частица.
Неуклонно
ЦС
Крѣ́пко
= твердо, неуклонно (Н. 16 на Госп. воз., ст. 2); звучно, громко (Н. 16, п. 3 Бог.); твердо, мужественно (С. 30 п. ? Бог.). (Невостр.).
Нивхаз
ЦС
А҆влазе́ръ
– евр.
Нивхаз (неизвестного происхождения) = название идола, которого боготворили аввийцы, поселенцы Самарии. Вообще полагают, что Нивхаза боготворили под видом собаки: именно это был идол с человеческим туловищем и с собачьей головой (
4 Цар. 17:31).
Нижний
Сл
Коутьнин
= нижний (о зубах), угловой.
Нисан
ЦС
А҆ві́въ
– церк. слав. месяц новых плодов – евр. месяц колосьев = первый месяц священного и седьмой гражданского года у евреев, соответствующий нашему марту-апрелю (
Исх. 13:4). Впоследствии его стали называть
Нисаном, т.е. месяцем цветов.
Нищий
Ру
Калика
= калека, урод, человек болезненный, нищий, слепец, ходящий по церк.праздникам и поющий духовные стихи.
Но
Ру
Але
= но, а
Но
Сл
А҆́ли
=
1) но;
2) же;
3) ли,
ужели;
4) или;
5) если,
а если,
если же;
а если не (нет) с пропуском относящегося к нему глагола.
Али Бог послух тому, с братом твоим рядилися есве. Пис. Влад. Мон. Егда бех в миру, тогда мене остави, али егда хощю работати Богу, тогда язык ми вяжеши. Пат. Син. XI в. 187. Ины спасе, али себе не может спасти (Мк. 15:31).
Четвероев. 1144 г. Любо и казни, любо слепи, али даи нам. Лавр. л. 6685 г. Али кто смысл имать, да попытаи. Феод. Печ. 2, 197. Княже, поеди проче, не хотим тебе, али (т. е. не поедешь) – идем всь Новъгород прогонит тебе. Новг. 1 л. 6778 г.
Новобрачный
ЦС
Кнѧ́зь
- (
ἄρχων) —
1) вождь,
повелитель,
глава; «
Не ѡ҆скꙋдѣ́тъ кнѧзь ѡ҆ І҆ꙋ́ды». (
Быт. 49:10).
независимый владетель;Соответствующее евр.слово (Schebet) cлавянскому «
Кнѧзь» значит: жезл, скипетр
(см. русск. Синод. Библ.), как символ правительственной власти, правительственная власть (Ср. Числ. 24:17;
Ис.14:5;
Зах.10:11). Вообще же у евреев князем назывался
главный в колене (
Числ.1:4-16),
тысяченачальник (
Иис. Нав. 22: 30);
независимый владетель (
Иис. Нав. 9:14;
Суд. 8:15,16); (
τοπάρχης) —
областной начальник (Ав. 21. Фад. На
Г. в. 2
п. 5. 1.
Прол. Ав. 21, 1, Ию. 19, 1);
2) в народн.песнях и обряд.князем называется
новобрачный;
3) иногда это слово означает
самый верхний брус на кровле строения,
конек.
Князь мира сего,
князь власти воздушной — диавол (
Ин. 12:31,
Еф. 2:2)
Князь силы — не означает военных начальников, но только тех глав семейств или патриархов, которые «обретошася въ начальники силъ» над 24-мя классами священников из линии Елиазара и Ифамара (
1Цар. 24:4).
Князь мира — начальник, виновник мира или примерения — название И. Христа у прор. Исайи. Здесь разумеется примирение человека с Богом, совершившееся благодаря Голгофской жертве. Падшее человечество было под проклятием, след. как бы под гневом Божиим, но Иисус Христос искупил нас от этого проклятия, приняв на себя грехи всего человечества и вместе проклятие на них.
Князи врат = надверия, верхние перекладины ворот, поднимаемые для пропуска проходящих (
Пс. 23:7.
Ис. 6:4).
Князь третьяго есть — главный из трех (
2 Цар. 23:8).
Князь сонмища — начальник синаноги (
Лк. 8:4).
Князи Танесовы, мудрые советницы — правители Таниса (Танис, при Таниском рукаве Нила, один из древнейших городов Египта, только 7-ю годами молож палестинского Хеврона. Числ. 13:22) мудрые советники. В древности был обычай — назначать правителями людей, прославившихся между другими особенной мудростью; так Иосиф за мудрое толкование снов фараона сделан был первым после царя правителем Египта;
пр. Даниил с тремя друзьями своими также за особенную мудрость свою сделаны были областеначальниками Вавилонской монархии. (
Дан. 1:20;
Дан. 2:48, 49;
Ис.19:11). Интересно проследить
этимологию слова князь. Корень слова князь, др.р. правопис. кънязь , академик И. Срезневский, вопреки противоположным мнениям, совершенно справедливо, по нашему взгляду, видит в слове
кън -
конъ, что означает начало «отъ кона суть» Иоан. экз.190), - отсюда слово
коновод- предводитель, начальник, зачинщик, совершенно отличное от слова
коневод. Древнейшее значение слова
кънязь (нем.könig — король) должно было быть: родичь, происходящий от рода, и потом — первый в роде, начальник рода. Слово начальник — собственно (начать) начинающий, теперь приняло в свое значение идею о праве, о владении: так случилось и со словом князь. (
см. превосходная филологич.
розыск. Об этом слове у И.И.
Срезн. Мысли об истории рус.яз.,
стр. 112-114).
Нож
Сл
Кроило
= меч, нож, резец (Миклош.).
Ножны
ЦС
Капь
= 1) изображение, статуя, иол, тоже, что капище; 2) вместилище, влагалище, ножны, покров крыльев у жуков; 3) единица веса, хлебная мера (Бусл.).
Ноздререзанный
ЦС
Корконо́сый
= ноздререзанный, курносый. Скриж. лист. 177. Такое прозвание было у царя Иустиниана второго, бывшему на 6 соборе Вселенском в 692 году. Korke по Шафарику - утес
Нос корабля
Сл
Коргъ
= нос корабля (Миклош.)
Носилки
Сл
Кровать
(греч. κράββατος. лат. grabatus) = одр, постель, носилки.
Носящий шапку
Сл
Капоноша
- носящий шапку.
Ноша
Сл
Иго
– (
ζυγός) =
ярмо (
лат. jugum),
связь,
рабство,
узы:
ноша (
Числ. 19:2)
Иго Мое благо (
Мф. 11:30), т. е. учение и закон евангельский, который вам налагаю, не отяготит ваших плеч, как иго ветхого закона, или иго мира, плоти и диавола. Иногда значит:
владение,
господство (
Пс.2:3,
Ис. 9:4,
1Тим.6:1).
Отъяти иго – освободить от порабощения (
1Мак. 8:18). В санскр. юг – иго от юдж. – соединять,
лат. jugum от jungere – соединять (
см. Корнесл. Шимкевича).
Нравиться
ЦС
Благоꙋгожда́ти
–
греч. εὐαρεστεῖν =
нравиться,
находить в чем-либо удовольствие;
делать приятно,
ходить.
Быт. 17:1 : „
благоугождай предо Мною“ (Авраам пред Богом), т.е. веди себя, как верный раб.
Нянчить
Ру
Лелеяти
= колебать, качать, от корня ли, общего со словом люлька, зыбка. Но так как качание дитяти совершается не только в зыбке, но и на руках, то и выражение «лелеять» получило более широкое значение: негоговать, нянчить, холить. Качание ребенка в зыбке или на руках сопровождается припеванием, а потому и лелеять значит еще убаюкивать, петь песни под лад колыханий.
Нёбо во рту
ЦС
Лало́ка
- (греч.) = нёбо во рту, глотка. Дам. 21.