Хвалиться
Квочити
= ласкать, хвалиться, угождать, льстить.
Хвалиться
Красова́тисѧ
= велиаться, хвалиться, славиться красотой. Канон Пасхи.
Херсонес Таврический
Корсунь
= Херсонес Таврический Город этот упоминается в апостольских актах (см. у Шлецер. Нест.). В славянском переводе Деяния апостола Андрея читается, что этот апостол был в Воспоре, Феодосии и Херсонесе и обрѣть корабль Хесонескъ преиде въ синопъ и алфавитарь Андреовъ Херсонѧне сътвориша. В сказаниях о мучениях святого Климента, папы римского, «о принесении его мощей» и в похвальном ему слове неоднократно говорится о граде Корсуне (Е. Барсов, т.3)
Хижинка
Коли́бица
= шалашик, хижинка. Прол. окт. 3
Хитрец
Кознодѣ́й
= делающий козни, хитрец, лукавец.
Хитрость
Клюка
- (
δόλος) =
приманка,
хитрость,
обман. В древнейших переводах встречаем:
се истиною иꙁлитѣнинъ въ немъ же клюки нѣсть (еван. XII в.
ἐv ψ δόλος οὐχe ἔστιv Ин. 1:47 ). В толковом апостоле:
клюкави -
ὑπoυλούς (1Тим. 3:8. Опис. Син. Р.2, стр.96).
В Амортоле — с тем же значением встречаем слова клюкати переклюкати:
клюкавъ же и въсхыщенъ -
υpουlοv τε και υφαlοv. В Киевской Летописи также встречаем глагол:
переклюкати. Греческий император Константин гноворил княжне Ольге:
«переклюкала мя еси Ольга» (Лавр. Стр.60). Клюки в нем (Изяславъ) не бъ, т. е. лукавства
(Е.Барс. т.III). Первое же значение слова клюка есть
палка, у которой верхний конец загнут в виде крюка, далее клюка —
кочерга; затем
кривизна, и, наконец, уже
хитрость. Слово
ключ и клюка одного корня
(См. Корнеслов Шимкевича)
Хитрость
Ко́знь
=
навет,
коварство,
хитрость (
Еф. 6:11):
яко возмощи вам стати противу кознем диавольским. Иногда значит:
шутка.
Григ. Наз. 33 на об.
Хитрость
Клюка
- (
δόλος) =
приманка,
хитрость,
обман. В древнейших переводах встречаем:
се истиною иꙁлитѣнинъ въ немъ же клюки нѣсть (еван. XII в.
ἐv ψ δόλος οὐχe ἔστιv Ин. 1:47 ). В толковом апостоле:
клюкави -
ὑπoυλούς (1Тим. 3:8. Опис. Син. Р.2, стр.96).
В Амортоле — с тем же значением встречаем слова клюкати переклюкати:
клюкавъ же и въсхыщенъ -
υpουlοv τε και υφαlοv. В Киевской Летописи также встречаем глагол:
переклюкати. Греческий император Константин гноворил княжне Ольге:
«переклюкала мя еси Ольга» (Лавр. Стр.60). Клюки в нем (Изяславъ) не бъ, т. е. лукавства
(Е.Барс. т.III). Первое же значение слова клюка есть
палка, у которой верхний конец загнут в виде крюка, далее клюка —
кочерга; затем
кривизна, и, наконец, уже
хитрость. Слово
ключ и клюка одного корня
(См. Корнеслов Шимкевича)
Хищный
Клевучий
- клюющий, хищный (Былины).
Хлеб жертвенный
Колачъ
= пирог, жертвенный хлеб, калач
Хлебец круглый
Колоб
= круглый хлебец, калач
Хлебная мера
Капь
= 1) изображение, статуя, иол, тоже, что капище; 2) вместилище, влагалище, ножны, покров крыльев у жуков; 3) единица веса, хлебная мера (Бусл.).
Хлебная мера
Кри́на
= хлебная мера (Восток.).
Хлебный колос
Кла́съ
(
греч. στάχυς) —
колос хлебный (
Мф. 12:1);
блюдо из незрелых, поджаренных пшеничных круп (
Лев. 2:14).
Хлев
Кошара
= хлев (санскр. kutira = изба, kutaru = шатер).
Ход
Кракъ
= шаг, ход, голень. (Миклош.).
Ходить
Благоꙋгожда́ти
–
греч. εὐαρεστεῖν =
нравиться,
находить в чем-либо удовольствие;
делать приятно,
ходить.
Быт. 17:1 : „
благоугождай предо Мною“ (Авраам пред Богом), т.е. веди себя, как верный раб.
Хозары
Коꙁари
= имя народа, бывшего соседями дунайских болгар к северу; хозары
Холостить (о животных)
Клестить
- неупотреб. = обрубливать ветви, холостить (о животных). Слово клещи происходит отсюда (Шимкев.)
Хороший
Купавъ
= хороший, красивый (Бусл.).
Хороший случай
Кра́ты
- (
καιρὀς) =
истинная, хорошая мера;
удобное время,
хороший случай;
время (Исх.23:14-17). Господь повелел три раза (три краты) в году являться всем мужчинам туда, где будет стоять скиния или храм, именно в следующие три праздника: 1) в праздник опресноков Пришедшие на этот праздник долны принести Господу начатки жатвы в виде снопа, который с агнцем, хлебным приношением и вином приносился в жертву, как начаток плодов земных, и после этого праздника и этой жертвы позволительно было вкушать плоды новой жатвы
(Лев.23:5-15); 2) в праздник жатвы или седмиц, который позднее стал называться пятидесятницей
(Тов.2:1; Мак.22:32; Деян.2:1;1Кор.16:8). К этому празднику кончалась жатва; 3) В праздник кущей, в который евреи жили в палатках
(Лев.23:39-40). В эти праздники должны являться все мужчины, кроме исключительных случаев; для женщин же это было необязательно
(Втор.16:13-15), так как их могли задерживать разные обстоятельства. Собрание народа в указанные праздники поддерживало и скрепляло религиозное единство между коленами израильскими.
Хранилище
Критъ
= сокровищница, хранилище (Микл.).
Хранитель монастырских припасов
Ке́ларь
- (κελλάριος) = хранитель монастырских припасов (Уст. церк. гл. 2).
Храню
Набдѣва́ю
=
храню,
cодержу в сохранности;
храм набдящий имения,
вм. сокровищное хранилище, сокровищница (
Лк. 21:1).
Хрисма
крижма
= хрисма, миро. «Миро изливающи яко крижма схолящи на главу и на браду Аароню» (Рукоп. Соловецк. № 913). В Галлии «в Ременской церкви есть суденко, в котором хрисмо неисчерпаемое для помазания королевского при венчании из неба сосланное» (Хроногр. Изборн. 484).
Хромать
Клѧчити
= 1) становиться на колена; 2) нагибаться, преклоняться; 3) хромать
Хулитель
Коудитель
= порицатель, хулитель (Miklos).
Хулить
Корити
= хулить, осуждать, стыдить.