Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– (πvεῦμα) = дыхание, дуновение ветра, ветер (
Быт. 8:1.
3Цар. 18:45. 19:11.
4Цар. 3:17.
Пс. 106:25.
Прем. 17:17.
Ин. 3:8); дыхание живого существа (
Исх. 15:8.
Прем. 11:21.
Ис. 11:15.
Пс. 32:6. 147:7.
2Фес. 2:8); душа животная, оживляющая тело и проявляющаяся чрез дыхание (
Быт. 6:17. 7:15.
Иез. 37:5. 6:8-10.
Мф. 27:50. Лук. 8:55.
Ин. 6:63.
Деян. 7:59.
Иак. 2:26.
Откр. 11:11. 13:15); (tὰ πvεύματα) жизненные силы, бодрость (
Суд. 15:13.
1Цар. 30:12. Иудифь 14:6); жизнь (
Ис. 38:12.
2Макк. 7:22, 23.
3Макк. 6:22); душа разумная в человеке (
Рим. 8:10.
1Пет. 3:18.
1Кор. 5:5) со всеми ее помышлениями, чувствованиями и желаниями, кои берутся нередко отдельно одни от других и от самой души, – то же, что сердце, в обширном смысле, как начало жизни внутренней (
Числ. 5:30.
Втор. 2:30.
3Цар. 21:5.
Мф. 26:41.
Ин. 11:33. 13:21.
Деян. 17:16. 19:21.
1Пет. 3:4, 18.
Рим. 8:10.
1Кор. 5:5.
Еф. 4:3, 4); высшая способность в человеке (совесть), сообщающаяся непосредственно Духом Б., собственно дух, и иногда в состоянии одушевления (
2Езд. 2:2, 8.
Дан. 13:45. Марк. 8:12. Лук. 1:47. 10:21.
Рим. 1:9. 8:1, 5, 9, 16, 27.
1Кор. 14:2, 14-16.
Гал. 5:5, 17.
1Фес. 5:23.
Флм. 25.
Евр. 4:12); существо безплотное, собственно дух, и 1) о людях, отложивших плоть (
Числ. 16:24.
Прем. 7:22. Лук. 24:37, 39.
Ин. 4:24.
Деян. 23:8, 9.
2Кор. 3:17.
1Пет. 3:19.
Евр. 12:23); 2) об ангелах добрых (
Евр. 1:7, 14.
Откр. 1:4. 3:1. 4:5. 5:6 ср.
Тов. 12:15), злых (
3Цар. 22:21, 23. Мф 8:16. 12:45.
Деян. 16:18.
Еф. 2:2); 3) о Боге и в особенности о третьем лице
св. Троицы (
Быт. 1:2. 6:3. 41:38.
Числ. 23:6.
Пс. 32:6. 50:12, 14. 138:7. 142:10.
Мф. 3:16. 12:31. Марк. 1:10. Лук. 4:18.
Ин. 3:5. 6:8. 14:17.
Деян. 8:29. 10:19. 11:28. 21:4.
Ин. 5:6.
Рим. 8:16, 26.
1Кор. 2:10. 12:4, 7-9, 11.
Еф. 2:22.
1Тим. 4:1.
Откр. 2:7. 14:13. 22:17); дары духовные, или дарования Духа
Св. (
Числ. 11:17. 29:26, 29.
4Цар. 2:9.
Дан. 5:12. 6:3. Иоиль 2:28, 29.
Ин. 5:34. 7:39.
1Кор. 14:12.
Гал. 3:2, 5, 14.
Еф. 1:17.
1Фес. 5:19); внутреннее значение, сущность, или сила чего-либо (
2Кор. 3:6, 8),
напр. дух пророческий или дух пророчества – дар пророчества (
1Кор. 14:32.
Откр. 99:10); дух работы или страха, дух сыноположения, дух, внушающий чувства рабские, страх, – чувства сыновния (
Рим. 8:15.
2Тим. 1:7); вдохновленная ревность о славе Б. (Лук. 1:17.
Деян. 6:10); гнев, негодование (
Суд. 8:3.
Еккл. 10:4); присутствие духа, смелость, мужество (
Нав. 2:11); духами называются грозные и разрушительные явления природы, кои, подобно ангелам, особенно возвещают нам о Боге, или и производятся посредством духов (
Сир. 39:34.
Пс. 148:8); быть въ духѣ (γέvεσθαι ἐv πvεύματι) – то же, что быти въ изступленiи, быть в состоянии вдохновления, под особенным влиянием Духа Свят. (
Иез. 2:2. 3:24.
Деян. 10:10, 11, 15. 22:17.
Откр. 1:10. 4:2) сказать или сдѣлать что духомъ, и Духом
Св. и велиим – по вдохновению, по откровению, по влиянию Духа
Св. (
Сир. 48:27.
Мф. 22:43. Мар. 12:36. Лук. 2:27.
1Кор. 12:3); ходить по духу или духом – поступать согласно со внушениями Духа
Св., вести жизнь духовную, святую (
Рим. 8:1, 4.
2Кор. 12:18.
Гал. 6:16, 25); духъ буренъ – сильный, свирепый ветер, вихрь, буря (
Пс. 10:6. 47:8.
Прем. 5:23.
Ис. 11:15); огненный духъ, пламя (
Прем. 11:19); дохновенiе духа гнѣва Его – яростное, сильное дыхание гнева Его, или дуновение гневного дыхания Его (
2Цар. 22:16. Ср. Пс. 17:16.
Исх. 15:8); духомъ устъ Своихъ = дыханием, или словом Своим (
2Фес. 2:8); тѣло и духъ (σῶμα χαὶ πvεῦμα) или плоть и духъ (σὰρξ χαὶ πvεῦμα) означают всего человека по основным частям существа его (
1Кор. 7:34.
2Кор. 7:1); духъ мой, вашъ, его = я, вы, он (
1Кор. 16:18.
2Кор. 13:7, 13); высокiй духомъ = высокомерный, надменный (
Еккл. 7:9). Духъ Божiй, сущiй въ ноздрехъ – дыхание, или дуновение Б. в ноздрях – так называется душа, которую Бог вдунул в лицо (в ноздри) человека (
Иов. 27:3 ср.
Нав. 2:22.
Быт. 2:8). Духъ лживъ – дух, внушающий ложное, – так называется диавол, отец лжи. Духъ лукавый отъ Господа – злой дух, мучивший Саула по попущению Божию; по иным, род ипохондрии, которая была для Саула наказанием Божиим за грехи его (
1Цар. 16:14-16, 23. 18:10). Духъ лица нашего, с евр. – дыхание ноздрей, или уст наших, тот, чем мы дышали, жизнь наша, – так называется царь (
Плач. 4:20). Духъ пытливъ, – дух прорицательный, злой дух, открывающий будущее, – се подл. Дух Пифона, или Аполлона, коему язычники приписывали откровение будущего (
Деян. 16:16 ср.
1Цар. 28:7); следов. Упоминаемая здесь рабыня была нечто в роде пифониссы, или пифии. Духъ предати = умереть (
Ин. 19:30); горѣти духомъ – быть преисполнену усердия и рвения к истинной вере. (
Деян. 18:25) (
Невостр.).