Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– (ἡμέρα) = известная часть времени от восхождения до захождения солнца (
Быт. 1:16.
Есф. 9:19.
1Макк. 3:49.
2Макк. 2:16.
2Пар. 24:18. 2Ездр. 8:32.
1Цар. 21:13.
2Цар. 20:4.
Пс. 77:14. 120:6. 135:8); неопределенная часть времени, время вообще (
Нав. 6:25. 7:26.
Суд. 3:30); день суда и погибели (
Иер. 48:16.
Плач. 1:21.
Вар. 4:20.
1Фес. 5:4) = несчастное, злополучное время (
Пс. 136:7); день отъ дне и день дне (ἡμέραv ἡμέρας и ἡμέραv χαθ ἡμέραv) = со дня на день, всякий день, ежедневно или несколько дней сряду (
Быт. 39:10.
Числ. 30:15.
Пс. 67:20. 95:2.
Ис. 58:2.
2Пет. 2:8); выражение день отъ дне может значить и до другого дня, в продолжение суток; отъ дне до дне и отъ дней на дни или отъ дней въ дни, – постоянно, в известные, определенные дни, или в определенный день, ежегодно (
Исх. 13:10.
Лев. 23:37.
1Цар. 1:3, 25, 12, 13.
Вар. 1:14); дни числа (ἡμέραι ἀριθμοῦ), дни исчисленные, определенные (
Сир. 17:2); лѣто дней – в этом выражении последнее слово придает первому особую определенность в смысле целый год, или ровно год, а иногда и не имеет особой выразительности, означая только год времени (
Быт. 41:1.
Иер. 28:11. 1:29.
1Макк. 1:29); во время дне того – в тот самый день (
Быт. 17:23, 26); прежде дней – еще прежде, заранее (
Ис. 30:33); въ день вѣка (εἰς ἡμέραv αἰῶvος) = в день вечный, во всю вечность (
2Пет. 3:18); (ἐv ἡμέραv αἰῶvος) = в сравнении с вечностию, пред вечностию (
Сир. 18:8); день великий (ἡμέρα μεγάλη) = праздник, особенно знаменитый (
Ис. 1:14); (по Остр.
ев. Мф. 27:15. Ср. 26:5); день Господень, Божий день = время особенного Богоявления грозного или милостивого, или же для одних грозного, для других милостивого, – время наказания временного или вечного и в особенности спасения (
Ис. 2:12. 13:6, 9.
Иер. 25:33. 40:10. Иона 1:15. 2:11, 31.
Деян. 2:20.
2Пет. 3:10, 12.
1Кор. 1:8.
1Фес. 5:2); день судный = время всеобщего суда и также, в особенности, время падения царства иудейского (
Мф. 10:15.
Евр. 10:25. Ср. Мф.
гл. 24); последний день, день он – равно как и предыдущие выражения – день всеобщего воскресения и суда, или воздаяния праведного (
Мф. 7:22.
Ин. 6:39, 40.
2Фес. 1:10); весь день (ολη ἡ ημέρα) = всякий день (
Рим. 8:36); днiе житiя и просто днiе = годы жизни, жизнь (
Быт. 25:7.
Иер. 25:18). Да умножатся днiе ваша… якоже днiе неба на земли = да продлится жизнь ваша до тех пор, пока небо будет простерто над землей, т.е. до скончания века (
Втор. 11:21. Ср. Пс. 88:30). Сицевый нѣкiй день и яко день сей = в один день, однажды (
Быт. 39:11.
Иов. 2:1). Якоже день сей или якоже во днешний день – как теперь, даже до сего дне, даже до днешняго дне – даже до ныне (
Быт. 26:33. 32:32.
Втор. 2:30. 4:20. 11:4.
1Цар. 22:8, 13.
3Цар. 8:24.
Иер. 11:5. 32:20. 44:22, 23). Послѣднiи дни = будущее время, будущность и в особенности отдаленная, также времена новозаветные (
Быт. 49:1.
Числ. 24:14.
Втор. 4:30.
Ис. 12:2.
Иер. 23:20. 30:24. 48:47. 49:39.
Иез. 38:16.
Дан. 2:28. 10:14.
Ос. 3:5.
Мих. 4:5). Меташе жребiй день отъ дне = метал жребий о дне или избирал посредством жребия день (
Есф. 3:7). Жена въ жестокъ день азъ есмь = я женщина несчастная, я терплю жестокую участь (
1Цар. 1:15). Исполненный дней – насыщенный или пресыщенный жизнию (
Быт. 25:8. 35:29.
Иер. 6:11). Днiе грядутъ – наступает время (
Иер. 16:14. 19:6). Днiе злы (ἡμέραι ποvηραὶ) – времена или годы несчастные (
Быт. 47:9.
Иер. 16:19). (
Невостр.). День очищенiя – в этот день израильтяне должны были поститься. По мнению
св. Ефрема Сирина, этот день покаяния был установлен в печальное воспоминание отступления народа от Иеговы через поклонение тельцу при Синае, а по бл. Феодориту – в воспоминание всех грехов, совершенных народом в пустыне. В этот день очищались священство и святилище. Въ день очищенiя приносились жертвы за грехи священства и всего израильского народа. Эти жертвы мог приносить только первосвященник (
Лев. 16:16).