Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– У Юнгмана представлено несколько догадок о значении этого слова. Так Роза отождествляет руку с ручьем, т.е. руки выходят из тела человеческого, как будто бы вытекают два ручья, и в подтверждение своей догадки ссылается на римлян, которые свое manus производили от manando (mano – теку); другие сравнивают нашу руку с
греч. χείρ, которое происходит от χέω χείω – брать, хватать. Но сам Юнгманн, находя сходство нашей руки с
нем. ruchen, rücken, regen, что значит «изгибать, двигать», дает руке значение гнущегося, изгибающегося около тела. Употребление слова «рука» в
Св. Писании разнообразно; рука значит: помощь (
Исх. 14:8;
Пс. 143:7;
2 Цар. 14:19;
1 Цар. 12:15; 24:14;
Неем. 12:8); (δύναμις
Нав. 4:24); власть, сила (
Исх. 14:31; 17:16); трофей, памятник (
1 Цар. 15:12;
2 Цар. 18:18); иногда означая власть или посредство, это слово оставляется без перевода или выражается каким-либо предлогом, например «через». Покори́сѧ под̾ рꙋкꙋ̀ є҆ѧ̀ – покорись ей (
Быт. 16:9); и҆зба́витъ … и҆з̾ рꙋкѝ а҆́довы – избавит от преисподней (
Пс. 48:16); ѿ рꙋкѝ всѧ́кагѡ ѕвѣ́рѧ – от всякого зверя (
Быт. 9:5); предадѧ́тсѧ въ рꙋ́ки ѻ҆рꙋ́жїѧ – преданы будут мечу (
Пс. 62:11); ѻ҆́чи ра̑бъ въ рꙋкꙋ̀ госпо́дїй свои́хъ – очи рабов устремлены на господ своих (
Пс. 122:2); гл҃а гдⷭ҇ь къ ни̑мъ рꙋко́ю мѡѷсе́овою – глаголал Господь через Моисея (
Лев. 10:11;
2 Пар. 36:15;
Деян. 7:35; 11:30); «дати руку» – подать руку в знак заключения договора или в знак согласия. «Исполнити руку свою днесь Господу» – посвятить кого-либо на свщеннослужение для принесения жертвы Богу (
Исх. 28:41;
Лев. 8:26-27;
Суд. 17:5;
3 Цар. 13:33), и, по буквальному своему значению, указывает на тот обряд священнодействующего, который им совершается через возношение перед Богом жертвенных, «полонъ руки накладенных», частей. В жертве спасения и сам приносящий жертву мирянин брал в свои руки грудину от жертвенного животного и при содействии жреца возносил ее пред Господом (
Лев. 7:30). Давид, приглашая к пожертвованию в пользу храма, выразился так потому, что эти жертвы суть действительно жертвы хваления, приносимые от даров Щедродателя Бога, (какую мысль и выражает Давид в своей молитве (
1 Пар. 29:13-16), и по своему значению были как бы богослужебными действиями, приятными Богу (
1 Пар. 29:5). «Руки преподобныя» – невинные в преступлениях (
1 Тим. 2:8). «Руки возложити на главу» – это выражение означает сетующего человека (
2 Цар. 13:19;
Иер. 2:37). «Рука Господня на пророке» (
Иез. 8:1) – символ сверхъестественного, чрезвычайного просвещения от Духа Святого. «Руку воздвигнути» – поднять руку для клятвы (
Быт. 14:22). «Отверзати руку» – быть щедрым, благотворить (
Втор. 15:8;
Пс. 103:28; 144:16;
Сир. 40:14), – противоп. «сжаьт руку». «Наведу руку Мою» – поражу, накажу (
Ис. 1:25). «Мирная рука» спокойный дух, спокойствие: «Князь Великій Василей пойде ратью на князя Юрья, дядю своего, а чрезъ мирную руку и правду» (
Пск. лет., 1434
г.,
стр. 67). «Руку» – родительный падеж двойственного числа = рук. Триод.
л. 89 на об.