Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= каждый конечный член руки или ноги, палец(
Мф. 23:4). Перст, или большой палец на руке, «esba» (по египетски t’bä), составлял четверть téfah или пяди и равнялся толщине перста. В еврейском тексте это слово лишь в одном месте (
Иер. 52:21) означает меру, и кроме того идет вопрос о четырех перстах, т. е. об одной téfah. – В книге Суд. (3:16), при определении длины меча Аода с двумя остриями, идет речь об одной мере, называемой gômed, которая нигде не упоминаема в
св. книгах. Вульгата перевела ее через palma manus, «длань руки»; восточные переводы чрез локоть. Размер ее неизвестен. Многие ученые думают, что это одна и та же мера с локтем. – Иезекииль, в своих пророчествах, при измерении строений храма, говорит об одной особой мере, превосходящей по величине размера все предшествующие, - gânéh, трость, calamus mensurae (
Иез. 40:5-8; 42:16-19;
Апок. 21:15). Полагают вообще, что она состояла из шести локтей или 3m, 15. – (
1 Цар. 14:14;
Ис. 5:10), как аграрная мера; оно обозначает пространство поля, которое может быть обработано в один день парою быков. 1 перст =
0 m. 0218 (½ вершка); 4 перства = 1 тефак или мал. пядь = 0m. 0875 (2 вершка); 12 перстов = 3 теф. = 1 зерев или бол. пядь =
0 m. 262(6 вершк.); 24 перста = 6 тефак. = 2 зер. – 1 локоть =
0 m. 525 (12 вершк.); 144 перст. = 36 тефак. = 12 зереф. 6 лок. = 1 трость = 3 m. 150 (1 с. 1 арш. 8 вершк.). (
См. Руководство к чтению и изучению Библии, Ф. Вигуру, т. I,
стр. 205 – 206). Перст возложити на уста – замолчать, не говорить ничего (
Иов. 29:9): «вельможи же преставаху глаголати, перстъ возложиша на уста свои». Перст Божий – сила Божия, являемая над человеком (
Исх. 8:19; Лк 11:20).