Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= праздник церковный, установленный в память сошествия
Св. Духа на апостолов, последовавшего по пятидесяти днях от святой Пасхи, иначе называется Троицын день от того, что по сошествии
Св. Духа яснее узнали мы таинство Пресвятой Троицы, то есть трипостасного и единосущного Божества, Отца, Сына и
Св. Духа. Был и у евреев под таким именем праздник. Начиная с 16 нисана, отсчитывали 49 дней, или 7 седмиц (
Лев. 23:15;
Вт. 16:9 и сл.) и в пятидесятый (ἡ πεντηκοστή, отсюда название Пятидесятницы, которое мы даем ему) (
Деян. 2:1), праздновали праздник Седмиц (
Исх. 34:22;
Вт. 16:10), называемый также праздник жатвы (
Исх. 23:16), потому что он имел целью поблагодарить Бога за только что оконченную уборку хлеба. Он носил еще третье название – праздника первых плодов (
Чис. 28:26), потому что в этот день приносили два ячменных хлеба, как начатки жатвы, с несколькими всесожжениями, жертвами за грех и двумя агнцами, приносимыми в качестве мирных жертв (
Лев. 23:17-19;
Чис. 28:26-31). Верные делали также несколько добровольных приношений (
Вт. 16:40). Этот праздник продолжался лишь один день. Он указывал на конец жатвы, как Пасха – на начало ее (
Исх. 23:16). Иудейское предание учит, что он был установлен также в воспоминание закона, данного на Синае («Testum septimanarum est dies ille, quo lex data fuit», говорит Маймонид, More Neboukim, III, 43, перевод I. Buxtorf’a, 1629, р. 471. Бл. Августина, Contra Faust., 32, 12; t. 42, col. 503; бл. Иеронима,
Евр. 78, ad Fab. 12. t. 22, col. 707;
св. Льва Великого, Serm. 75 de Pent. 1, t. 54, col. 400), а христианская традиция видела в нем прообраз сошествия Святого Духа на апостолов в день, в который синагога праздновала этот праздник, и в который они в первый раз возвестили миру евангелие (
См. подробн. в соч.: Руководство к чтению и изучению Библии, Ф. Вигуру, т. I,
стр. 565).