Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (
см. Словарь,
стр. 91). «И будетъ въ тотъ день, поспѣтитъ Господь воинство выспреннее на высотѣ и царей земныхъ на землѣ» (
Ис. 24:21). Слово «посетит» вообще признают однозначащим с словом «накажет» (так в Толк. Исаии, - в прилож. к Христ. чтению, проф. Якимова in loco,
стр. 403; так же Кей in loco в Speaker’s Comm. Так и
еп. Петр,
ч. I,
стр. 279-280). Не все согласны в том, что разуметь под именем «воинство выспреннее на высотѣ». Некоторые разумеют под этим именем ангелов, слуг Божиих, руководителей царств, подвергающихся гневу Божию за царства, им вверенные (мнение профес. Якимова). Другие (как еписк. Петр) под именем горного воинства разумеют недостойных священников (еписк. Петр ссылается на кн. прор. Даниила 8, 10, 11, 13 и 12:3 (а также на псалмы 96 и 97), говоря, что священники называются воинством небесным). Но Кей ( Kay in the Speaker Comment) высказывает мысль, что здесь надо разуметь наказание имеющее постигнуть «князя мира» (
Ин. 14:30) и «мiроправителей тьмы вѣка сего и духовъ злобы поднебесныхъ» (
Еф. 6:12). Они приравниваются в общем наказании к жестоким царям и властителям, что можно видеть и в 14:9 у Исаии, где представитель царей древнего жестокого мира Ассур уподобляется сатане и низводится в ад. Здесь в пророчестве изображена картина общего возмездия языческому, нераскаянному, оскверненному кровью и плотью и служению бесам – миру за то растление, которое он внес на землю (
См. Свящ. летоп.
Г. Властова, т. V,
ч. I,
стр. 430-431).