Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (καιρὸς) = время (
Иер. 30:20); (ὥρα), тоже (
Пр. С. 12:3 к. Д. 16:3, ср. С. 26, к. 3,
п. 9, 1); час (
Пр. Я. 26, 2 к.). Древние народы подобно нам делили сутки на две равные части, из коих каждая заключала в себе по 12 часов, но считали эти часы неодинаково. Евреи отделяли 12 часов для дня и столько же для ночи, разделяя тот и другую на четыре части, заключавшие по 3 часа, по прошествии коих сменялась стража воинская, посему у них известны часы дня: 3, 6, 9 и 12, соответствующие нашим 9 и 12 и послеполуденным 3 и 6-му. Отсюда у них 1 час дня совпадает с нашим 7 час. утра. Следовательно у евреев день считался от 6 часов дня до 6
ч. вечера. Также делилась у них и ночь, простираясь от 6 часов вечера до 6 час. утра. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут каждый, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца (
См. Руководство к чтению и изучению Библии, Ф. Вигуру, т. I,
стр. 188). Греки и римляне считали сутки от полуночи до полуночи и делили их полуднем точно так, как делаем это мы. Поэтому их часосчисление сходно с нашим. Три первые евангелиста следуют еврейскому обычаю, а Иоанн (писавший свое евангелие ближайшим образом для жителей Малой Азии, в Эфесе) следует римскому. Таким образом, совершенно соглашаются, по-видимому, противоречащие показания евангелистов (
Мк. 15:25;
Мф. 27:45;
Ин. 19:14). Что касается до места Ин. 11:9, где говорится о 12 часах дня, то здесь считаются только часы солнечного света, без отношения к обыкновенному разделению дня, как и мы считаем иногда во дне 12 часов, а иногда менее или более того, смотря по времени года. Не у часъ – еще не время, рано (
Быт. 29:7) (Невоструев).