Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (ῶραι) = так называются молитвословия, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, приноровленных к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. Служба первого часа установлена в воспоминание того, что в этот час Господь был веден от Каиафы к Пилату, был оболган врагами и осужден. С службою третьего часа соединяется воспоминание о суде Пилата, о мучениях в претории, а также о сошествии
Св. Духа на апостолов. На шестом часе вспоминаются: шествие Спасителя на пропятие, самое пропятие и крестные страдания. На девятом часе – великие предсмертные страдания и смерть Спасителя. Сообразно с воспоминаемыми событиями, на службе 1-го часа читаются псалмы: 5-й, 89 и 100-й; на 3-м часе – 16, 24, 50-й; на 6м – 53, 54 и 90-й и на 9-м – 83, 84, 85-й. – Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами. Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней, 3-й и 6-й с литургией, 9-й с вечернею. Но в некоторые дни в году обычные часы не совершаются, а вместо них совершаются другие часы, несколько отличные по своему составу: а) великопостные – в дни
св. четыредесятницы, б) царские – в великий пяток и в навечерие Рождества Христова и Богоявления Господня и в) пасхальные – в светлую седмицу. Часы великопостные – отличаются от вседневных а) чтением на часах кафизм, б) чтением в 6-м часе паремии, в) великими поклонами и г) пением тропарей и кондаков, применительно к воспоминаниям каждого часа, а не дневных святому или празднику. Великим постом часы 3-й и 6-й соединяются с изобразительными, за которыми непосредственно следует 9-й час и вечерня. Часы царские – отличаются от вседневных тем, что на них из псалмов, положенных на вседневных часах, читаются только 5-й, 50, 90 и 85-й, а остальные восемь – особые, сообразно духу и значению событий, воспоминаемых в великий пяток, Рождество Христово и Богоявление Господне. Затем, на них бывает на каждом часе: а) чтение паремий, б) апостола и евангелия и в) пение особых трех тропарей. На царск. часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными поются вместе.
См. выше Ца́рскїе часы́. Часы пасхальные – не содержат в себе никаких псалмов, а состоят из одних церков. песнопений: «Христосъвоскресе» - 3-жды, «Воскресенiе Христово» - 3-жды (заменяет чтение 3-х псалмов), «Предварившiя утро» (ипакои), кондак «Аще и во гробъ», тропарь – «Во гробѣ плотски», «Слава» - «Яко живоносецъ», «И нынѣ» Богородичен «Вышняго освященное селенiе», «Господи, помилуй» - 40 раз, «Честнѣйшую херувимъ», «Именемъ Господнимъ».