Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– (евр. царь) = древнее языческое божество аммонитян, иначе называемое в
св. Писании молхол (
4Цар. 23:13) или мелхом, что значит – царь их (
Иер. 49:1;
3Цар. 11:5-6). Это божество имело близкое сходство с Ваалом, однако же не тождественно с ним, что видно из того, что хотя Ваал и Молох поставляются у
пр. Иеремии вместе, но при этом ясно различаются (
Иер. 32:35). Ваал есть общее название божества народов передней Азии, а Молох – частное (идол или мерзость сынов аммоних,
3Цар. 11:5-7;
4Цар. 23:13). По описанию раввинов, идол Молоха представляет собою медную статую человека с бычачьей головой, с пустою внутренностью и простертыми руками, на которые полагали приносимых ему в жертву детей. Подобным образом описывается у Диодора Сицилийского (20:14) статуя карфагенского Хроноса или Сатурна. Почитание Молоха евреями усвоено было очень рано, как можно догадываться об этом из того, что против этого вида идолослужения уже встречаются предостережения в законе Моисея (
Лев. 18:21, 20:2-5). Служение Молоху, по свидетельству
св. Писания, состояло главным обрахом в том, что: а) проводили в честь его детей через огонь (
4Цар. 23:10: ср.
2Пар. 28:3) и б) отдавали их в жертву ему (
Лев. 18:21, 20:2-5;
Иер. 32:35), сожигая на огне (
Втор. 12:31;
Иер. 7:31 ср. 32:35). В этом отношении почитание Молоха было тождественным с почитанием Ваала, а по свидетельству
пр. Иеремии, для приношения человеческих жертв тому и другому идолу существовало даже одно общее место, долина Енномова (
Иер. 32:35).