Language: Church Slavonic

сло́во

Cловарь трудных слов из богослужения О.А.Седаковой:
Сло́во
1. вторая Ипостась Троицы, Λόγος (может иметь морфологические и синтаксические особенности слов м.р.): въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, и̂ сло́во бѣ̀ къ бг҃ꙋ, и̂ бг҃ъ бѣ̀ сло́во в начале было Слово, и Слово было к Богу, и Богом было Слово (Ин.1:1); без̾ и̂стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю сꙋ́щꙋю бцⷣꙋ тѧ̀ велича́емъ непорочно родившую Бога Слово, величаем Тебя как истинную Богородицу (млв оконч); 2. слово, речь, ῥῆμα: бы́сть сло́во гдⷵне ко а̂вра́мꙋ было слово Господне к Авраму (Быт.15:1); 3. разум, λόγος: питїѐ но́вое па́че сло́ва… во црⷵтвїи мое́мъ… пїю̀ новое питие, превосходящее разум… в Царстве Моем… буду пить (Вел Чт К, 4–3); недоꙋмѣ́ннымъ сло́вомъ, сло́во ро́ждшеесѧ ѿ сл҃нца ѻ̂ц҃а̀, ино сл҃нце непостижимо уму Слово, родившееся от Отца-Солнца, другое Солнце (гл 7 нед Пнщ К, 6–3); 4. дело, λόγος: и̂ не забꙋ́ди всѣ́хъ словѣ́съ, ꙗже ви́дѣста ѻчи твоѝ и не забудь всего (всех дел), что видели глаза твои (Втор.4:9); аще же и̂ рече́те: что̀ рече́мъ проти́вꙋ є̂мꙋ̀; и̂ ко́рень словесѐ ѡ̂брѧ́щемъ въ не́мъ если и скажете: Что скажем плохого о нем? И найдем в нем корень (злого) дела (Иов.19:28); ср. ве́щь, рѣ́чь; 5. судебное дело, ῥῆμα: всѧ́кое же сло́во неꙋдоборѣши́тельное доноси́ша къ мѡѷсе́ю, всѧ́кое же сло́во ле́гкое сꙋжда́хꙋ са́ми со всяким трудным делом шли к Моисею, а все простые дела решали сами (Исх.19:26); 6. обвинение, λόγος: сло́во законопрестꙋ́пное возложи́ша на мѧ̀ беззаконное обвинение возвели на меня (Пс.40:9); 7. ответ, оправдание, λόγος: ни є̂ди́нѣй винѣ̀ сꙋ́щей, ѡ̂ не́йже возмо́жемъ возда́ти сло́во стремле́нїѧ сегѡ̀ ибо нет никакой причины. По которой мы могли бы найти оправдание для этого собрания (Деян.19:40); всѧ̑ же нага̑ и̂ ѡ̂б̾ѧвлє́на пред̾ ѻ̂чи́ма є̂гѡ̀, къ немꙋ́же на́мъ сло́во но все обнажено и открыто перед очами Его, и перед Ним нам держать ответ (Евр.4:13); на не́мже имамы на́зи твори́ти сло́во, ихже въ житїѝ ѕлѣ̀ содѣ́ѧхомъ (Страшный Суд) на котором придется нам нагим держать ответ о том, что мы сделали дурного в жизни (сыр нвт трипесн 1, 9–2); 8. завет, учение, λόγος: престꙋпа́юще сло́во бж҃їе преда́нїемъ ва́шимъ вашим преданием нарушающие завет Божий (Мк.7:13); сло́во бж҃їе Св. Писание; 9. сло́во, сло́во сꙋ́дное особое облачение первосвященника, напресник, в котором он входил в Святое Святых, λογεῖον τῆς κρίσεως: и̂ да сотвори́ши сло́во сꙋ́дное, дѣ́ло пестрѧ́щагѡ и сделай облачение, изделие красильщика (исх 28,15); и̂ да сотвори́ши на сло́вѣ трє́сны сплете́ны и сделай на наперснике плетеные цепочки (Исх.28:22); слловеса̀ дне́й (словеса̀ а̂ха̑влѧ, ѻ̂хозі́ина и под.) летопись, λόγοι τῶν ήμερῶν: и̂ прѡ́чаѧ слове́съ ѻ̂хозі́иныхъ… сїѧ̑ пи̑сана въ кни́гахъ слове́съ дне́й царе́й і̂сра́илевыхъ и другие деяния Охозин… записаны в книгах деяний царей Израиля (4Цар.1:18); стѧза́тисѧ ѡ̂ словесѝ рассчитываться, λόγον συναραρίσκω: восхотѣ̀ стѧза́тисѧ ѡ̂ словесѝ съ рабы̑ свои́ми (царь) захотел рассчитаться с подвластными ему (Мф.18:23); См. также слове́сный, безслове́сный.
Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Сло́во
— (λόγος) = речь, проповедь (Деян. 20:7), дело, происшествие (Втор. 4:9; Мк. 1:45); ум, разум (Син. в суб. мяс.); ответ, отчет (Нед. мяс., кан. п. 6, тр. 4; вт. Сыр. седм., трип. п. 9, тр. 2) причина (Син. в нед. сыроп.); объяснение (Синакс. в Вел. Понед.); „десять словес“ — десять заповедей (Втор. 10:4), отсюда произошло название десятословие; „в слово ваше“ — в отношении к вам, в пользу вашу (Флп. 4:17). Иногда „слово“ можно считать за плеоназм, напр., „по сих словесех“ — после сего (1 Езд. 7:1; 1 Мак. 5:37), „словеса сия“ — это (1 Мак. 6:8); „слово воздати“ — дать отчет (Мф. 12:36); „стязатися о словеси“ — требовать отчета (Мф. 18:23). Словом также называется Сын Божий от того, что как слово наше от ума рождается нераздельно, так и Сын Божий от Превечного Отца рождается бесстрастно и неотдельно, но наше слово на воздух расходится, а Слово Божие, т.е. Сын Единородный, есть личное и на веки пребывает (Ин. 1:1,2). „В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово“ (Ин. 1:1), — так начинает свое богословствование Богомудрый Иоанн. При чтении этих слов прежде всего возникает вопрос: какой смысл, какое понятие соединяется с образом выражения Слово (λόγος), и почему оно употреблено в применении к лицу Божескому? На этот вопрос дают прекрасный ответ свв. отцы. Златоуст пишет: „поелику рождение Сына есть рождение бесстрастное, потому евангелист и именует Его Словом, дабы из того, что есть в тебе, научить тебя тому, что превыше тебя. Как ум, рождающий слово, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается чему-нибудь бываемому в телах: так и Божественное рождение бесстрастно, неизреченно, непостижимо и чуждо деления“. „Как нельзя сказать, что ум иногда бывает без слова, так и Отец и Бог не был без Сына“, учит блж. Феофилакт о совечности Сына Отцу. Отношение Сына Божия к миру и людям прекрасно изображает св. Григорий Богослов из наименования Сына Божия Словом: „Сын называется Словом, потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что являет Его“. Св. Златоуст: „вот почему евангелист наименовал Сына Словом: поелику Он возвестил нам, что Слово есть Единородный Сын Божий, то, дабы не пришло кому на мысль страстное рождение, предупреждает сие самым наименованием Слова, показуя, что и рождается от Отца Сын, и бесстрастно“. „Но не по этой только причине он так наименовал Его, продолжает Златоуст, но, во-вторых, и потому, что Сын пришел возвестить нам об Отце. „Вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам“ (Ин. 15:15) (см. Объяснение воскр. еванг. священ. Г. Дьяченко). — „Слово судное“ — одно из облачений ветхозаконного архиерея на наперснике или нагруднике носимое, четвероугольное, нашитое сверх верхней ризы, которая называлась по-гречески ἐπωμίς, по евр. Ефуд. На нем были двенадцать драгоценных камней по числу 12 колен израильских. Слово же судное потому названо, что через него даваемы были ответы божеские во изъяснение судеб его людям. Ибо архиерей, одевшись во ефуд и украшен будучи словом судным, вопрошал Бога о будущих и сомнительных вещах, Бог же некоторым внутренним гласом, или иногда и внешним, отвечал вопрошавшему (Исх. 28:30). „Слово прелюбодейно“ — дело о прелюбодействе мужа или жены (Мф. 19:9). „Слово сопрестольное“ — так называется Сын Божий. Мин. мес. мая 20. „Слово отрыгнути“ — изречь слово. Кан. Благов. песн. 1. „Слово текуще от словес сладкопения“ — составленное из слов сладкопесненное слово. Кан. Богоявл. ирм. 3. „Слово законопреступное (λόγον παράνομον) возложиша на мя“ (Пс. 40:9) — т.е. составили против меня беззаконное обвинение (Феодорит; ср. Замеч. на текст Псалт. по перев. 70 прот. М. Боголюбск., стр. 43).
Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Слово
- (см. Словарь, стр 616-617). – Составные части слова. В словах нужно различать корень, тему, соединительные гласные, приставки и окончания. Соединительные гласные могут быть и не быть в данном слове, но корень, тема и окончание составяют необходимую принадлежность каждого слова. В корне выражается то первоначальное впечатление, которое произвел на первобыного человека данный предмет. Следовательно, слова, происходящие от одного корня, выражают и одно впечатление, и наоборот: слова, выражающие одно впечатление, должны иметь один общий корень (лук, излучистый, лукавый, разлучать). Так, например, слово земля, рассматриваемое исключительно на почве славянского языка, дает корень зем, но з предполагает г , который и должен бы находится в корне. В славянских языках мы не имеем для слова земля коренного слова с звуком г, но по-гречески земля γῆ, в санскрите же есть глагол ган – рождать, следовательно, смысл слова земля – рождающая. После этого понятно почему в нашей народ. поэзии постоян. эпитетом слова земля является слово мать. См. выше земля, стр. 200 и 988.

Информация на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

lemma:

1) сло́во(12243) - существительное, средний род, неодушевленность N2t/N5es.

wordforms:

1) сло́во(4296), слово(1) - единственное число, именительный падеж от сло́во.

2) сло́во(4296), слово(1) - единственное число, винительный падеж от сло́во.

Lemma сло́во

Информация о лемме на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

сло́во (12243) - существительное, средний род, неодушевленность. N2t/N5es

sgpldu
nom сло́во(4296) , слв̑о(1) , слово(1) , сл҃во(1) словеса́(977) , слове́са(1) , слѡ́ва(1)
acc сло́во(4296) , слв̑о(1) , слово(1) , сл҃во(1) словеса́(977) , слове́са(1) , слѡ́ва(1)
gen сло́ва(2123) , словесе́(266) , слова́(4) слове́съ(846) , сло́въ(7) , слѡвъ(1)
dat словеси́(340) , сло́ву(299) словесє́мъ(132) , слова́мъ(2) , словеса́мъ(1)
ins сло́вомъ(1092) , словесе́мъ(24) , сло́вом̑(2) словесы́(422) , словесы̂(27) , словєсы́(22) , слова́ми(2) , словеса́ми(2) , сло́вы(1)
loc словеси́(340) , сло́вѣ(94) словесѣ́хъ(161) , словеса́хъ(1)
voc сло́ве(1094)

Wordforms and parallel greek words:

словесѝ 1 λόγον (1)
сло́во 14 λόγον (3) λόγος (3)
сло́вомъ 11 λόγου (3) λόγῳ (4)
сло́ве 3 λόγε (2)
сло́ва 2 λόγον (1)
словесы̀ 1 λόγοις (1)
словесѐ 2 λόγον (1)
словесѣ́хъ 2
сло́вѣ 3 λόγῳ (2)

Concordance:

Wordform сло́во

Lemmas:

лемма не указана 719
сло́во 14

Parallel greek words:

λόγον (3) λόγος (3)

In subcorpus: Show more ▼

Богослужебные тексты 14 из 27700 ipm=505 freq stat
Библия 719 из 659667 ipm=1090 freq stat
— Ветхий завет 530 из 534139 ipm=992 freq stat
—— Пятикнижие Моисеево 66 из 111095 ipm=594 freq stat
—— Исторические книги 154 из 220044 ipm=700 freq stat
—— Учительные книги 66 из 84065 ipm=785 freq stat
—— Пророческие книги 244 из 118935 ipm=2052 freq stat
— Новый завет 189 из 125528 ipm=1506 freq stat
—— Евангелие 78 из 58878 ipm=1325 freq stat
—— Деяния 39 из 16941 ipm=2302 freq stat
—— Соборные послания 8 из 6960 ipm=1149 freq stat
—— Послания святого апостола Павла 57 из 34362 ipm=1659 freq stat
—— Откровение 7 из 8387 ipm=835 freq stat
—— Евангелие и Деяния 117 из 75819 ipm=1543 freq stat
—— Послания 65 из 41322 ipm=1573 freq stat

Concordance: