Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
— (λόγος) = речь, проповедь (
Деян. 20:7), дело, происшествие (
Втор. 4:9;
Мк. 1:45); ум, разум (Син. в суб. мяс.); ответ, отчет (Нед. мяс.,
кан. п. 6,
тр. 4; вт. Сыр. седм., трип.
п. 9,
тр. 2) причина (Син. в нед. сыроп.); объяснение (Синакс. в Вел. Понед.); „десять словес“ — десять заповедей (
Втор. 10:4), отсюда произошло название десятословие; „в слово ваше“ — в отношении к вам, в пользу вашу (
Флп. 4:17). Иногда „слово“ можно считать за плеоназм,
напр., „по сих словесех“ — после сего (
1 Езд. 7:1;
1 Мак. 5:37), „словеса сия“ — это (
1 Мак. 6:8); „слово воздати“ — дать отчет (
Мф. 12:36); „стязатися о словеси“ — требовать отчета (
Мф. 18:23). Словом также называется Сын Божий от того, что как слово наше от ума рождается нераздельно, так и Сын Божий от Превечного Отца рождается бесстрастно и неотдельно, но наше слово на воздух расходится, а Слово Божие, т.е. Сын Единородный, есть личное и на веки пребывает (
Ин. 1:1,2). „В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово“ (
Ин. 1:1), — так начинает свое богословствование Богомудрый Иоанн. При чтении этих слов прежде всего возникает вопрос: какой смысл, какое понятие соединяется с образом выражения Слово (λόγος), и почему оно употреблено в применении к лицу Божескому? На этот вопрос дают прекрасный ответ свв. отцы. Златоуст пишет: „поелику рождение Сына есть рождение бесстрастное, потому евангелист и именует Его Словом, дабы из того, что есть в тебе, научить тебя тому, что превыше тебя. Как ум, рождающий слово, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается чему-нибудь бываемому в телах: так и Божественное рождение бесстрастно, неизреченно, непостижимо и чуждо деления“. „Как нельзя сказать, что ум иногда бывает без слова, так и Отец и Бог не был без Сына“, учит блж. Феофилакт о совечности Сына Отцу. Отношение Сына Божия к миру и людям прекрасно изображает
св. Григорий Богослов из наименования Сына Божия Словом: „Сын называется Словом, потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что являет Его“.
Св. Златоуст: „вот почему евангелист наименовал Сына Словом: поелику Он возвестил нам, что Слово есть Единородный Сын Божий, то, дабы не пришло кому на мысль страстное рождение, предупреждает сие самым наименованием Слова, показуя, что и рождается от Отца Сын, и бесстрастно“. „Но не по этой только причине он так наименовал Его, продолжает Златоуст, но, во-вторых, и потому, что Сын пришел возвестить нам об Отце. „Вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам“ (
Ин. 15:15) (
см. Объяснение воскр. еванг. священ.
Г. Дьяченко). — „Слово судное“ — одно из облачений ветхозаконного архиерея на наперснике или нагруднике носимое, четвероугольное, нашитое сверх верхней ризы, которая называлась по-гречески ἐπωμίς, по евр. Ефуд. На нем были двенадцать драгоценных камней по числу 12 колен израильских. Слово же судное потому названо, что через него даваемы были ответы божеские во изъяснение судеб его людям. Ибо архиерей, одевшись во ефуд и украшен будучи словом судным, вопрошал Бога о будущих и сомнительных вещах, Бог же некоторым внутренним гласом, или иногда и внешним, отвечал вопрошавшему (
Исх. 28:30). „Слово прелюбодейно“ — дело о прелюбодействе мужа или жены (
Мф. 19:9). „Слово сопрестольное“ — так называется Сын Божий.
Мин. мес. мая 20. „Слово отрыгнути“ — изречь слово.
Кан. Благов. песн. 1. „Слово текуще от словес сладкопения“ — составленное из слов сладкопесненное слово.
Кан. Богоявл.
ирм. 3. „Слово законопреступное (λόγον παράνομον) возложиша на мя“ (
Пс. 40:9) — т.е. составили против меня беззаконное обвинение (Феодорит; ср. Замеч. на текст Псалт. по
перев. 70 прот. М.
Боголюбск.,
стр. 43).