Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– (οἰκία) = дом (
Мф. 24:43;
Лк. 8:27;
Деян. 19:16); храм набдящий имение – то же, что сокровищное хранилище, как значится в выноске, сокровищница (
Лк. 21:1); стража, охранение; (ϑήκη) хранилище, вместилище, хранение, соблюдение (
Пр. Ав. 29, 2;
Прол. Ав. 31). Храм – как здание священное – отличается от обыкновенных зданий не только внутренним своим расположением, но и внешним видом. По внешнему своему виду храм представляет собою или ковчег, или корабль, в котором верующие спасаются от суеты житейской и вечной погибели или же крест – орудие и символ нашего спасения. Излюбленными издревле формами храма, заключающими в себе глубокий символический смысл, были: а) продолговатая, на подобие корабля, – означающая, что
св. Церковь, как корабль, проводит верующих чрез житейское море к пристанищу вечной жизни; б) крестообразная, – обозначающая, что Церковь Христова через крест получила жизнь и силу; в) круглая, означающая вечность Церкви; г) восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывающая, что Церковь, как звезда, сияет благодатным светом Христовым. Верх храма венчается куполом или главою и знаменует собою невидимого Главу Церкви Иисуса Христа. На верху главы воздвигается крест, как знамя победы, которую вера во Христа одержала над миром и всеми его кознями и гонениями. Иногда на храме воздвигается три главы во образ
св. Троицы, а иногда – пять глав, из коих средняя изображает Иисуса Христа, а остальные – четырех евангелистов. – Внутренность храма разделяется на три части: 1) алтарь – восточная часть храм; 2) собственно храм, где стоят верные и 3) притвор, назначенный для оглашенных и кающихся. К храму по удобству и нужде приделываются одно или два крыльца, которые называются папертями. Колокольня, пристраиваемая к храмам, не составляет необходимой принадлежности храма. Церкви бывают многоразличными: одни освящаются во имя
Св. Троицы или одного какого-либо лица
Св. Троицы; другие – во имя
Пресв. Богородицы, а некоторые – во имя ангелов, апостолов, иерархов, мучеников, святого или святой. Посему и храмы носят имена тех святых, которым они посвящены. Впрочем, все эти храмы без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы
Св. Троицы; все они одинаково освящаются Божественною благодатью Отца и Сына и Святого Духа, во всех одинаково совершаются священнические молитвы, и все одинаково помазываются Божественным миром (Нов. скриж,
стр. 2).