Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
-(?????) = убежище, вольное место. (
Напр. Числ. 25:11,12). У евреев был обычай мстить за кровь убитого родственника. Ужинъ крове или мститель за кровь (гоел – собственно: выкупающий) являлся карателем преступления. Убийца и мститель за кровь должны предстать пред судом общества (
Числ. 35:12,24) в особо назначенных городах для неумышленных убийц. Всех городов для невольных убийц было отделено шесть: три города на восточной стороне Иордана – Бецер в кол. Рувимовом, Рамоф –в Гадовом и Голан – в Маннассиином (
Втор. 4:43); и три города по западную сторону Иордана: Кадес в Нефалимовом кол., Сихем в Ефремовом и Хеврон в Иудином (Иис. Н. 20:7). Таким образом для удобства невольных убийц города убежища были назначены в разных местах Палестины. Судьи должны были рассудить между убийцей и мстителем крови: намеренно или ненамеренно было совершено убийство (
Исх. 21:12-14); (
Числ. 35:16-23). (Во Втор. 19:5) представлен пример неумышленного убийцы. Если на суде окажется, что убийство совершено не намеренно, то убийцу принимали в городе, в противном же случае не принимали. Невольный убийца жил в городе убежище до смерти первосвященника, во-первых потому что первосвященник прообразовал Иисуса Христа, и смерть его была прообразом смерти Христа: как смертию Христа прощаются грехи и разрешаются узы смерти, так и через смерть ветхозаветного первосвященника избавлялись от смерти от мстителя за кровь неумышленные убийцы; во-вторых, как смерть каждого человека и первосвященника была явлением непредвиденным, так через смерть первосвященника освобождались от заключения неумышленные преступники. Закон о городах убежищах ограничивал право кровомщения за убийство (
Быт. 9:6), передавая это право обществу судей; с другой стороны, этот закон имел целью искупить невольное преступление, именно: заключить убийцу на время в городе убежище. (
См. подробн. в Словаре к парем. В.
Лебед.)