Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (
см. Словарь,
стр. 446) – Поклоненiе Богу духомъ и истиною более всего возбуждает неправильные толкования у протестантов, реформатов, молокан и других сектантов, отвергающих внешнее богослужение и всю обрядность и ограничивающихся поклонением духовным. Но самая эта духовность, исключающая все внешее, доводится у этих сектантов до пустоты и бездушности богослужения или до мистического созерцания божества. Понятно, что такое богопочтение, хотя и бывает духовное, не есть истинное, так как не обнимает всего существа человека и не для всех доступно и удобно. Выражение: поклоняться Богу духом и истиною, очевидно напоминает слова псалмопевца: жертва Богу дух сокрушен и смирен (
Пс. 50:18), и говорит о том, что человек должен прежде всего заботиться об очищении и сокрушении сердца, должен прежде всего помнить, что Бог, как Дух чистейший и вездесущий, близок к духу человеческому только тогда, когда этот дух чист. Далее, поклонение истиною должно напоминать человеку, что ничего ложного, обманчивого, лицемерного не должно быть ни в его почитании, ни в нем самом, что оно должно быть искреннее и сопровождаться праведною, святою жизнью – и наконец, как должно приличествовать чистейшему и святейшему Духу Богу, так и соответствовать существу самого человека. Словами: Духъ есть Богъ, и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоитъ кланятися (
Ин. 4:24), Господь не исключает всяких внешних действий богопочтения, как утверждают мистики. Пока человек остается человеком, т. е. телесно-духовным существом, до тех пор внутреннее его богопочтение будет связано с определенными временами и местами, и выражаться во внешних символических действиях. Только у чистых духов возможно совершенно духовное богопочтение. Христос хочет этими словами показать, что одно только внешнее богопочтение, исключительно связанное с одним определенным местом, без внутреннего почтения, не имеет в очах Божиих никакой цены; еще в ветх. зав. Бог требовал внешней чистоты только ради внутренней (ср.
Пс. 49 и 50).