Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- Псалом 21 имеет надписание: о заступлении утреннем. Не совсем ясное выражение этого надписания все толковники (бл. Феодорит,
св. Афанасий александрийский,
св. Василий Великий, бл. Иероним и др.) согласно понимают как указание на главный предмет содержания настоящего псалма. Под заступлением они разумеют пришествие в мир Спасителя нас ради человек и нашего ради спасения, и называют так Его пришествие потому, что Он действительно заступил наше место: за грехи наши, по требованию правосудия, мы подлежали проклятью и смерти, но Спаситель наш Иисус Христс заступился за нас пред Божественным правосудием, и стал нашим ходатаем (
1 Ин. 2:1) и для удовлетворения правды Божией принял на Себя ответственность за наши грехи и, пострадав за них, освободил нас от тяготевшего над нами проклятия. Названо же это спасительное для нас пришествие Его заступлением утренним потому, что оно в некотором смысле подобно было утреннему восходу солнца: как утренний восход солнца освещает вселенную, так и пришествие в мир Иисуса Христа озарило вселенную светом истинного боговедения. Подобное сравнение пришествия Христова с восходом солнца тем более уместно и возможно, что Сам И. Христос нередко именуется Солнцем правды (тропарь на Р. Хр.
и мн. др. церк. песни), Востоком свыше (
Лк. 1:78), а также Светом просвещающим всякого человека (
Ин. 1:9). Содержание псалма вполне соответствует такому пониманию этой надписи. В этом псалме изображаются внешние страдания и душевные скорби царя и
пр. Давида и избавление от них при помощи Божией; «а вместе с тем, говорит бл. Феодорит, в нем предвозвещаются страдание и воскресении Владыки Христа и спасение вселенной» (
См. Изъяснен. псалм.
П. Н. Спасского, в. III, изд. 1890 года,
стр. 139-140).