Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (θυσία) = жертвоприношение (
О. 6:6, 3.
Суд. 6:18); (?????), самая жертва (чет. 5 н. чет. на
утр. бл.); (
вм. ?????), фимиам (Ию. 29 к. 9
п. 3); всякое священнодействие, церковнослужение, обряд, общественное жертвоприношение. (
Невостр.) Прежде чем сказать, в чём состояли жертвы, весьма полезно ознакомиться с этимологией этого слова. Жер-тв-а(-енн-ый), -тв-о-ва-ть, жр-ец-ъ, -ица, -еч-е-ск-ий (ст. сл. жьр- ѫ, жр-ѣ-ти богом, жръ-тв-а, жьр-ьць, -рц-а) ср. санскр. gar, girate (призывать, величать), gur-ti,
лат. giriù, gir-ti (хвалить), gira (хвала),
прус. girt-wei (хвалить),
греч. (?????) (почётный подарок),
лат. в gra-t-es (pl.) (благодарность). Вероятно сам Бог научил людей приносить жертвы (
См. м. м. Филарета «Записки» на кн. Бытия, изд. 2,
ч. I,
стр. 120 и 133 – 34). Препоясание людей кожаными одеждами (
Быт. 3:21) предполагает начало жертв ещё в раю, как знак особой милости Божьей к павшим людям; они указывали на страдания Сына Божия. (Ср. Лев. 27:11). В Быт. 35:14: жєртва - ?????, священное возлияние при заключении союзов и договоров. (Ср. Числ. 15:5). Жертвы имели значение дара и очистительного средства. По материалу они разделялись на заклаемые и бескровные. Относительно первых жертв нужно заметить следующее: для заклаемых жертв назначены животные: волы, овцы, козы мужского и женского пола, без недостатков, не моложе 8 дней и не старше, по преданию, 3 лет. Только Гедеон принёс в жертву 7-леьнего тельца (Судей 6:25). Из птиц приносились в жертву горлицы и голуби (
Лев. 1 гл). Т.е. назначено для жертв только то, что составляет по преимуществу предмет пищи и занятий скотоводством (в Палестине и голуби употреблялись в пишу). Бескровные жертвы (
Лев. 2:6, 12-13.
Числ. 28). Имели следующие виды: 1) в виде простой муки, на которую возливался елей и полагался ладан; 2) из печи, т.е. хлебы, смешанные с елеем, и лепёшки, помазанные елеем; 3) со сковороды, т.е. сочни, замешанные на елее; 4) из горшка, т.е. похлёбка из пшеничной муки с елеем; 5) зёрна. Квасное ничего в жертву не приносилось, так как служило символом нечистоты, так как окисление происходит от брожения, а брожение есть то же, что разложение, почему в свящ. писании нечистое иногда называется закваской (Матф. 16:1). При бескровных жертвах употреблялись: ладан, как символ молитвы, возносящейся к небу; соль – символ крепости и завета человека с Богом (
Лев. 2:13); вино – символ радости и веселья и елей – символ сердечного умиления. Всё сырое, как
напр. виноград не приносилось в жертву. Виноград и мёд считалось символами чувственных удовольствий. Хлебные приношения не все сжигались, но только то, что мог взять священник в горсть, а остальное шло в пользу священников, которые ели во дворе скинии. Жертва Господеви – это выражение нередко означает казнь Божью на людей нечестивых (
Ис. 34:6.
Иер. 46:10; сн. Иез.
гл. 21). Жертва Бескровная = то же, что евхаристия. Жертва Тела и Крови Христовых называется жертвой бескровной для отличия её от кровавых жертв ветхозаветных; ибо в евхаристии священнодействуется пречистое Тело и всечестная Кровь Господа нашего Иисуса Христа точно так же, как Он Сам благоизволил совершить то на Тайной вечере со Своими учениками прежде крестных Своих страданий и смерти.