по́стъ

поста̀

поста́въ

поста́ви

поста́вивъ

поста́вившаго

поста́вивше

поста́вивый

поста́вилъ

поста́вили

поста́вимъ

поста́виста

поста́висте

поста́висѧ

поста́витъ

поста́вите

поста́вити

поста́витсѧ

поста́вихъ

поста́вихомъ

поста́виша

поста́вишасѧ

поста́виши

поста́вленъ

поста́влена

поста́влени

поставле́нїе

поставле́нїи

поставлє́нїѧ

поста́вленнагѡ

поста́вленнїи

поста́вленный

поста́влєннымъ

поста́вленныхъ

поста́влено

поста́влєны

поста́влєнымъ

поста́вльшагѡ

поста́вльше

поста́вльшемꙋ

поста́вльшїй

поста́влю

поставлѧ́емь

поставлѧ́етъ

Поставлѧ́етсѧ

поставля́ти

поставля́тися

поставлѧ́хꙋ

поставлѧ́ше

поставлѧ́шесѧ

поставлѧ́ю

поставлѧ́ютъ

поставлѧ́ѧ

поставлѧ́ѧй

поста́вшасѧ

поста́вѧтъ

поста́вѧтсѧ

поста́ми

постѣ̀

посте́лехъ

посте́леши

постє́ли

постє́ль

посте́льнѣй

посте́льника

посте́льнюю

посте́лю

посте́лютъ

посте́лѧ

постене́тъ

пости́всѧ

пости́вшесѧ

пости́гнетъ

пости́гнете

пости́гнеши

пости́гни

пости́гните

пости́гнꙋ

пости́гнꙋтъ

пости́гнути

пости́гнꙋша

постиго́ша

пости́гше

пости́же

постиже́нъ

Постиже́нїе

Пости́жно

постиза́етъ

постиза́нїе

Постиза́ю

постиза́ѧ

постиза́ѧй

постила́йте

постила́хꙋ

Постила́ю

пости́лсѧ

пости́мсѧ

пости́стесѧ

пости́сѧ

пости́тесѧ

пости́тися

пости́тсѧ

Постиха́рнаѧ гра́мота

Пости́хомсѧ

пости́хсѧ

пости́шасѧ

пости́шисѧ

постла̀

по́стланъ

по́стланѣ

по́стлани

по́стлано

по́стланꙋ

пѡ́стланы

постла́сѧ

постла́хъ

постла́ша

Постнаѧ моли́тва

По́стникъ

по́стницъ

По́стническїй

По́стничество

По́стничествовати

По́стный

постои́мъ

постои́тъ

посто́й

посто́мъ

Постою̀

Постоѧ́нїе

постоѧ́нїѧ

постоѧ́ннѣмъ

Постоѧ́нный

постоѧ́тъ

постоя́ти

пострада̀

пострада́въ

пострада́вшаго

пострада́вше

пострада́вши

пострада́вшꙋ

пострада́вшыѧ

пострада́вый

Пострада́нїе

пострада́сте

Пострада́тель

пострада́ти

Пострада́хъ

пострада́хомъ

пострада́ша

постра́ждетъ

постражди́те

Постра́ждꙋ

постра́ждꙋтъ

Постраши́ти

Пострѣли́ти

Постреца́ти

По́стригъ

пострига́етъ

Пострига́етсѧ

Пострига́льнѧ

пострига́ти

пострига́тися

постриже́ніе

пострꙋ́жꙋтъ

Постꙋпа́ти

Постꙋпа́ю

постꙋпѝ

постꙋпи́тъ

постꙋпи́ти

Постꙋплю̀

постыдѣ́вшесѧ

постыдѣ́на

постыдѣ́нїе

постыдѣ́нїемъ

постыдѣ́нїи

постыдѣ́нїѧ

постыдѣ́сѧ

постыдѣ́тисѧ

постыдѣ́хсѧ

постыдѣ́шасѧ

постыди́мсѧ

постыди́сѧ

постыдите́сѧ

постыди́тися

постыди́тсѧ

постыди́шисѧ

постыдѧ́тсѧ

Постыж[д]ꙋ́сѧ

постыжде́на

Постыжде́ни

постыждꙋ́сѧ

постыжꙋ́сѧ

постѧ́йсѧ

постѧ́сѧ

постѧ́тсѧ

постѧ́хсѧ

постѧ́хꙋсѧ

постѧ́шесѧ

постѧ́щесѧ

постѧ́щымсѧ

Language: Church Slavonic

по́стъ

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
По́стъ
= более или менее продолжительное время, в которое, по установлению св. церкви, христиане не должны вкушать не только мяса, масла, молока, сыра и яиц, - но и всякую другую пищу употреблять в количестве и во время, определенное уставом. Пост, как подвиг покаяния или приготовления к духовному торжеству, был уже в В. З. в подражание посту Моисея и в память падения Иерусалима и храма; в новом завете он освящен примером И. Христа и апостолов.
В правосл. церкви посты по своей продолжительности бывают многодневные и однодневные: одни их них бывают в одни и те же числа месяцев, а другие в разные числа. Многодневные посты следующие: 1) Великий пост, или святая четыредесятница. Он начинается за семь недель до праздника Пасхи и состоит собственно из четыредесятницы и страстной седмицы. Четыредесятница установлена в подражание 40-дневному посту нашего Спасителя, а страстная седмица в воспоминание последних дней земной жизни Его, страданий, смерти и погребения Его; 2) Петров или апостольский пост – так называется потому, что он продолжается всегда до дня св. ап. Петра и Павла. Установлен в честь св. апостолов и особенно в воспоминание того, что св. апостолы, по сошествии на них Св. Духа, “съ постомъ и молитвою расѣялись изъ Iерусалима на проповѣдь евангелiя” (Деян. 13:2). (Нов. скриж. ч. II, гл. 9, § 10). Начинается этот пост не каждый год в одно и то же число, но зависит от числа, в которое бывает Пасха. Самый продолжительный пост содержит 6 недель, а самый короткий восемь дней; 3) Успенский или Спасов. Этот пост установлен в честь Божией Матери, в подражание Ей, для выражения любви к Ней. Сама Матерь Божия, готовясь отойти в вечную жизнь, непрестанно постилась и молилась. (Нов. скриж. ч. II § 10). Пост сей продолжается с 1-го августа по 15-е, по день Успения Божией Матери; 4) Рождественский или филипповки от 15 ноября по 25-е декабря – по праздник Рождества Христова. Пост этот установлен в памяьт того, как Сын Божий, по неизглаголанному Своему милосердию к человеческому роду, благоволил соделаться человеком, избавить нас от работы диавола, примирить с Отцем и даровать нам Своим пришествием спасение (Нов. скриж. ч. II, гл. 9, § 10). Однодневные посты: а) среда и пяток каждой седмицы. В среду постимся в воспоминание предаттельства Иудина, а в Пяток – в воспоминание страданий, смерти и погребения Спасителя. Пост среды и пятницы разрешается в седмицу после Пасхи и после Троицы – из уважения к праздникам, в седмицу после недели Мытаря и Фарисея, - чтобы не подражать фарисею, хвалившемуся постами. Разрешается еще в праздники Рождества и Крещения, ради праздника. Пост в субботу был у еретиков-гностиков, которые, считая материю произведением злого начала, постились в тот день, когда воспоминалось сотворение мира. От еретиков пост этот усвоили армяне (Трул. соб. Пр. 56) и рим. церковь. В прав. церкви пост в субботу, напротив, облегчается, кроме субботы Великой; б) день Воздвижения Креста Господня – 14 сентября. Св. церковь, в день сей перенося наши мысли к печальному на Голгофе событию и внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа, установила пост, располагающий нас к духовному сетованию и покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страданиях и смерти Господа (Дебольский); в) день усекновения главы св. Иоанна Предтечи – 29 августа. Пост этот установлен св. церковью в честь и воспоминание воздержнаго жития сего святого, питавшагося акридами и диким медом, и ради скверноубийственного кровопролития его от Ирода и г) в навечерие Богоявления Господня - сочельник. В первые времена христианства в вечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а в самый праздник оглашенные были причащаемы св. таин, - к обоим этим таинствам они приготовлялись постом. Отсюда пост удержался и всеми христианами. К соблюдению не вкушать пищи, дондеже, как говорится в Церк. Уставе, освятится водным кроплением и причащением, т. е. питием. Водосвящение же, по уставу, совершается перед вечернею.

Информация на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

lemma:

1) по́стъ(1281) - существительное, мужской род, неодушевленность N1t.

wordforms:

1) по́стъ(237) - единственное число, именительный падеж от по́стъ.

2) по́стъ(237) - единственное число, винительный падеж от по́стъ.

Wordform по́стъ

Lemmas:

лемма не указана 14

In subcorpus: Show more ▼

Библия 14 из 659667 ipm=21 freq stat
— Ветхий завет 13 из 534139 ipm=24 freq stat
—— Исторические книги 4 из 220044 ipm=18 freq stat
—— Пророческие книги 9 из 118935 ipm=76 freq stat
— Новый завет 1 из 125528 ipm=8 freq stat
—— Деяния 1 из 16941 ipm=59 freq stat
—— Евангелие и Деяния 1 из 75819 ipm=13 freq stat

Concordance: