Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= снятие волос ножницами, каковое бывает на главе новокрещенного младенца.
Требн. гл. 11. Кроме того вступление в монашество называется пострижение. Там же в
Требн. Пострижение волос в древности служило знаком подчиненности, смирения. Поэтому, как в таинстве крещения над новопросвещенным совершается пострижение волос в ознаменование того, что он предает себя в послушание Богу, так при вступлении в монашество, в котором должно быть совершенное послушание И. Христу, также совершается пострижение, в знак того, что вступающий обязуется к подвигам покаяния – взять крест и последовать Христу. Пострижение волос совершается еще при посвящении в должность чтеца. Пострижение волос и саждение на коня был обряд древней Руси, означающий вступление младенца в число граждан; он известен был не только в России, но и в других землях славянских, по свидетельству М. Галла и Кадлубка. Татищев уверяет, что это пострижение на его памяти совершалось между знатныим особами и что младенцы переходили тогда из рук женских в мужские. (Татищева Росс. Истор. кн. 3, 502, прим. Арцыбашева). Подобное обыкновение сохранялось у казаков, у которых, по истечении сорока дней и после очистительной молитвы рожениц, отец постригал младенцу волосы кругом, сажал на лошадь и поздравлял мать с казаком. Когда же у младенца прорезывались зубы, тогда отец и мать возили его на коне к церкви служить молебен
св. Иоанну Воину о том, чтобы младенец был храбрым казаком. (Русская старина, изд. А. Корниловичем, 1825
г.; сн.: “Русские в своих пословицах” Снегирева).