Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (евр. название обета и обещавшегося – назир (от назар – быть отделённым) – означает человека отделённого от обыкновенных людей, отшельника. Слово это в паремии на рождество Предтечи (июня 24) заменено словом: освящённый (
Суд. 13:5, 7). Тоже находим и в самой Библии (Амос. 2:12). Обет назорейства состоял в том, что человек обещался воздерживаться от вина и всякого хмельного напитка и от всего нечистого и не стричь волос, т.е. не предаваться печали и не входить к умершим. (
Числ. 6:2-12.
Иер. 7:29.
Мих. 1:16). Обет простирался иногда на всю жизнь, а иногда на некоторое время (
Числ. 6:6-12.
Суд. 13:7.
Деян. 21:23-27). По окончании дней назорейства назорей приносил жертвы: однолетнего агнца в жертву всесожжения, однолетнюю агницу в жертву за грех, и одного овна в мирную жертву, при этом присоединял корзину опресноков «с хлебным приношением и возлиянием». При окончании обета назорей остригал волосы и сжигал их на огне мирной жертвы в знако того, что святая жизнь назорея принималась Иеговой и спасала его (Кирилл
Алекс. ч. III, 227). Назорейство в Ветхом Завете было редкое явление, наприм. назореями были Самсон (
Суд. 13:5), Самуил (
1 Цар. 1:11), Иоанн Креститель (Лук. 1:15). Ветхозаветные назореи имеют сходство с новозаветными иноками (инок – иной, особливый человек). Различие заключается в самих обетах и во времени: новозаветное монашество вечно, ветхозаветное назорейство на время, хотя могло быть и вечное. Назорейской ересью иногда называли христиан (
Деян. 24:5); такое название носила и христианская секта 1-го века в Палестине и на острове Кипре, державшаяся иудейских обычаев и верований.