Language: Church Slavonic

причаще́ніе

Cловарь трудных слов из богослужения О.А.Седаковой:
Причаще́нїе
принятие Св. Тайн: да ꙗкѡ твоегѡ̀ до́мꙋ вхо́домъ причаще́нїѧ, ꙗкѡ ѻ̂гнѧ̀ менѐ бѣжи́тъ всѧ́къ ѕлодѣ́й, всѧ́ка стра́сть чтобы, как от Твоего дома, через вхождение Св. Тайн от меня, как от огня, бежали все разбойники, все страсти (Млв по Прич 3).
Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Причаще́нїе
= таинство, в котором верующий под видом хлеба причащается истинного Тела Христова, и под видом вина – истиной Крови Христовой, и таким образом соединяется со Христом и в Нем становится причастником жизни вечной Причащение, рассматриваемое с обрядовой стороны, совершается различно, смотря по различию приступающих к причащению. Священнослужители, совершающие литургию, причащаются в алтаре сперва Тела Христова, а потом Крови Христовой, которую они принимают прямо из потира, и при том принимают троекратно, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Священники сами принимают частицу Тела Христова, и положив ее на правую руку левой, наклоняются над св. престолом, читают положенные молитвы и за тем уже причащаются. А диакон принимает Тело Христово от священника и, потом поступая подобно священнику, причащается. Равным образом и потир с Кровью Христовой священник принимает своими руками, и причащается, - а диакон причащается из потира, держимого священником, а сам поддерживает только нижнюю часть сего сосуда. Впрочем, во время литургии преждеосвященных даров, на которой предлагается к причащению Тело соединенное с Кровью, священнослужители по необходимости причащаются и Тела и Крови под обоими видами вместе; тогда уже они не причащаются из потира, в котором содержится хотя и священное вино, соединенное с водой, но не Кровь Христова. Для причащения мирян раздробляются две части святого Агнца, называемый ни и ка, (“побеждай”) и опускаются в потир, где они соединяются сс Кровбю Христовой. По отверстии царских врат, на возглашение диакона: со страхом Божиим и верой приступите! готовящиеся к причастию приближаются к священнослужителям, и, по исполнении положенных молитв, благоговейно причащаются св. таин. В древности к этому таинству приступали и до и после вкушения пищи (Карфаг. соб. пр. 50, Трул. пр. 29). О самом способе причащения говорится в 101-м правиле Трульского собора. Причащение под одним видом хлеба, бывшее сперва у манихеев, гнушавшихся вином, впоследствии усвоено рим. церковью. Причащение водой вместо вина было у еретиков 3-го века идропарастатов. Употребление, вместо квасного хлеба, опресноков существовало у армян с 7-го века, а в римской церкви введено не ранее 11-го века.

Информация на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

lemma:

1) причаще́ніе(205) - существительное, средний род, неодушевленность N2i.

wordforms:

1) причаще́ніе(22) - единственное число, именительный падеж от причаще́ніе.

2) причаще́ніе(22) - единственное число, винительный падеж от причаще́ніе.

Lemma причаще́ніе

Информация о лемме на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

причаще́ніе (205) - существительное, средний род, неодушевленность. N2i

sgpldu
nom причаще́ніе(22) причащє́ніи(7)
acc причаще́ніе(22) причащє́ніи(7)
gen причаще́нія(36) причаще́ній(1)
dat причаще́нію(40)
ins причаще́ніемъ(50) причащє́ніи(7) , причаще́ньми(2)
loc причаще́ніи(47)

Wordforms and parallel greek words:

причаще́нїѧ 2 μεταλαβεῖν (1)
причаще́нїемъ 4 μεταλήψεώς (2)
причаще́нїе 1 μετάληψιν (1)

Concordance:

Wordform причаще́нїе

Lemmas:

причаще́ніе 1

Parallel greek words:

μετάληψιν (1)

In subcorpus: Show more ▼

Богослужебные тексты 1 из 27700 ipm=36 freq stat

Concordance: