Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (ὠμοφόριον, pallium) –
см. Словарь,
стр. 382. Омофор, вместе с саккосом, составляет собственное и исключительное облачение архиерея, и тогда как в западной церкви омофор дается только архиепископам, как личная награда за заслуги, и притом употребляется ими не всегда, а только в известные определенные дни (ок. 18 дней в году), в восточной церкви он возлагается на каждого епископа, при самом его хиротонисании, и употребляется им при всяком священнодействии (Т. Серединского, О богослужен. Зап. церк., стат. 1,
стр. 32, СПБ. 1849
г.). Древность употребления омофора в христианской церкви восходит к временам апостольским. По преданию, апостол Петр и евангелист Марк носили омофор и оставили его своим преемникам в церкви александрийской (Vid. Pertsch tractat. Canonica de origine, usu et auctoritate pallii Archiepiscopalis, pag. 35; Helmsdtat, 1754. Церк. истор. Иннокент., век. IV, отд. 4-й). Есть также предание, что Божия Матерь своими руками сделала омофор для
св. Лазаря, бывшего епископом на острове Кипре (Синакс. на субботу Ваий). Но в IV в. встречаются уже ясные свидетельства об омофоре, как принадлежности архиерейского облачения (
см. у Меурсия in Glossario graeco-barbaro sub voce: μαφόριον). В древности омофор делался обыкновенно из агнчей волны и знаменовал, по изъяснению Исидора пелусиотского, кожу той заблудшей овцы, которую Господь обрел и возложил на рамена свои (Epist. 146). Впоследствии для устроения омофора стали употреблять разные ткани (
См. подробн. в Указат. для обозр. моск. патр. библ.
архиеп. Саввы, 1858
г.,
стр. 22-23).