Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= первый весенний месяц (по нынешнему счету третий в году). Сам Бог сказал Моисею и Аарону о месяце марте: «месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета» (
Исх. 12:2); и известно, что израильтяне в этом месяце праздновали важнейшее событие своей истории, праздник Пасхи, в память освобождения из египетского рабства. В следованной псалтири под 1-м числом марта говорится: «сей первый есть в месяцех месяц, зане в он началобытный свет сей видимый и Адам сотворен бысть и вся тварь его ради, и в рай введен, преслушания же ради изгнан». О преимущественном значении марта в христианской церкви пред другими месяцами в той же псалтири далее читаем: «в сей месяц Бог не отступль престола величествия Своего сошел за человеколюбие на землю, яко дождь на руно с небеси архангеловым благовещением, в причистом чреве Преблагословенныя Девы Марии от Духа Святаго плоть Себе истка непостижимо, якоже Он весть Сам. В сей месяц вольною страстию Его плотскою клятва потребися, смертию Его смерть умертвися, и пресветложивоначальным Его воскресением из мертвых Адам и весь род человечь от ада возведен, и в первобытие паки приведен небесная наследовати. Сего ради от первого числа его начало приемлют вси крузи солнечнии, и луни и вруцелето и
пр.». Отсюда понятна причина, почему как в греческой, так потом и в нашей церкви месяц март был первым месяцем в церковном году и началом древнего мартовского времяисчесления. Как долго господствовало в древней Руси мартовское времяисчесление, решить трудно; по мнению одних, оно продолжалось до 1343 года, по другим до 1492 года, когда у нас положено было считать церковный и гражданский год вместо марта с сентября. Латинское имя марта дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; оно занесено к нам из Византии. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге березозоль, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Еще нередко месяц март носит прозвание пролетнего, так как им начинается весна – предвестница лета, и вместе с следующими за ним месяцами – апрелем и маем составляет так называемое «пролетье». Все эти названия месяца марта постоянно можно встречать в древнейших наших церковных месяцесловах и святцах.