Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= 1) εἴσοδος, вхождение, вступление (
1 Цар. 16:4;
2 Цар. 3:25;
4 Цар. 14:25); 2) (το ἔμβατον), приступ, доступ (
Прол. апр. 16, 1); 3) (πρόσοδος) доход (
Прол. сент. 27, 3). На церковном языке входом называется прохождение священнослужителей при отверстых царских вратах и в предшествии свещеносца вокруг престола или от жертвенника чрез северные двери и царские к престолу. Обыкновенно это прохождение (кроме входа со
Св. Дарами) совершается так: с южной стороны престола на восток и юг (против солнечного течения) чрез северные двери выходят из алтаря и затем царскими вратами входят в него к престолу. Есть два входа — малый и великий. 1) Малый вход бывает в свою очередь двоякий: а) вход с кадилом и б) с Евангелием. Вход бывает с кадилом во все великие вечерни, совершаемые отдельно или как части всенощного бдения и литургии Преждеосвященных Даров. Вход с Евангелием бывает на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, после третьего антифона, перед пением Трисвятого. Впрочем, и на великой вечерне иногда бывает вход с Евангелием, именно: на вечерне первого дня
св. Пасхи и в праздники Обретения честные главы Предтечевы и 40 мучеников. 2) Великий вход бывает только во время литургии — это перенесение Преждеосвященных или приготовленных
Св. Даров с жертвенника на престол во время пения Херувимской песни и др. заменяющих ее песнопений. Вход с Евангелием означает явление Иисуса Христа на проповедь, а со
Св. Дарами — Его шествие на страдание, смерть и погребение.