Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= смесь, составленная из воска, мастики, толченого мрамора и др. некоторых ароматических веществ. Смесь эта, растопленная на огне, возливается при освящении престола на углы его, именно в углубления, нарочито сделанные, в которые предварительно вбиваются приготовленные гвозди, — и этим возлиянием начинается самое священнодействие освящения. Когда эта смесь остывает, то она делается очень крепкой и скрепляет углы престола. Это видимое достоинство воскомастиха имеет знаменование высшее, духовное: „И воск, и мастиха, говорит Симеон Солунский, яко клеительныя ради требы вносятся (т.е. употребляются по нужде как клейкое вещество), и яко единительно ради Христовы даже до смерти к нам любве и соединения“ (
гл. 106). Отвердение и крепость этого цемента, соединяющего и скрепляющего части
св. престола, есть прекрасный образец крепкой, яко смерть (
Песн. 8:6), любви Христовой, которою Он на веки веков в Себе Самом соединил нас друг с другом, и с Собою, и с Богом Отцом Своим. Вискомастих напоминает ароматы, с которыми погребено было тело Иисусово, как и самая трапеза (престол), по Симеону Солунскому, образует живоносный гроб Христов. (
Нов. Скриж. ч. III,
гл. VIII, § 6).