Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= в пис. Дух
Св. называется этим именем (
Ин.14, 16, 26:15, 26,16,7); по
греч. ?????? от глагола ?????, который на страницах нового завета употребляется до 100 раз именно в значении утешать, так что такое значение можно признать почти исключительно свойственным ему. Другие думают, что слово ????? в приложении по крайней мере к Духу
Св. значит «Учитель». Доказывают же это мнение ссылкой на то, что Дух
Св. называется Духом истины (
Ин. 14:17) и вообще Ему усвояется деятельность учительства (
Ин. 14:26 ст.; 15:26; 16:13-15). Несостоятельность последнего мнения очевидна: оно не оправдавыется ни употреблением термина в ветхом завете, ни значением его в 1 посл.
Ин. 2, 1. А происхождение такого значения филологически объяснить и вовсе трудно (значение ????? в новом завете мы видели). Сильные возражение также приводятся против перевода слова Утешитель. Дело в том, что как произведенное от прошедшего совершенного страдательного залога, слово Параклитъ (?????) и должно сохранять значение страдательное (пассивное) и действительного значения: Утешитель, в силу грамматического своего производства, иметь не может. Иначе говоря, ????? значит защищающий чье-либо дело, а вместе с тем, представитель того, чье дело он защищает. Несправедливо было бы однако полагать, что этим и исчерпывается значение слова ?????. На языке греческом и еврейском, как и на языке римлян, соответствующее слово advoсatus – такое специальное значение получило уже в позднейший период времени, первоначальное же значение слова было гораздо шире, именно – призванный на помощь вообще, помощник, покровитель, заступник. Следовательно, еще в древнейшем периде времени страдательное (пассивное) значение слова естественным порядком вещей перешло в действительное (активное). Отсюда становится ясным, что несмотря на указанные возражения, славянский и русский перевод слова ????? словом Утешитель имеет все права на существование и согласен с древнейшим значением подлежащего переводу слова. Как помощник, покровитель, заступник вообще, - Дух
Св. для христиан есть поистине Утешитель благий и такое наименование Его наилучшим образом объединяет в себе все эти отношения Его к верующим. (
См. объясн. воскр. и празднич. еванг.,
ч. II,
стр. 356 свящ. Гр. Дьяченко).