Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
— (περιτομή) = обрезание. Обрезание плоти крайней (τὴν σάρϰατηϛ ἀϰροβυστίας), то есть обрезание передней кожицы от glans penis у мужчин. Обрезание мужеского пола было видимым знаком завета Бога с евреями, которое совершалось в 8-й день по рождении (
Быт.17:10-14). Евреи ни от кого не заимствовали обрезание. Правда, Геродот утверждает, что сирийцы, жившие в Палестине, под которыми он разумеет евреев, заимствовали обрезание у египтян. В настоящее время доказано, что Геродот не всегда точен в своих показаниях. О заимствовании еврейского обряда обрезания у египтян Геродоту могли сообщить египетские жрецы, которые, как и все египтяне, смотрели на себя, как на народ древний и образованный; они думали, что у них учатся все народы. Обрезание было в обычае не у одних египтян: оно существовало у жителей восточного океана, а равно и негритянских племен в Африке. Еврейское обрезание отличалось от египетского по времени совершения самой операции: евреи обрезывались в 8-й день по рождении, а египтяне по переходе из детского в отроческий возраст, то есть лет 13 или 14. У евреев обрезывались только лица мужеского пола и при том все, у египтян только лица знатного рода, например жрецы, притом мужчины и женщины. Языческое обрезание имело значение посвящения или жертвы Божеству, а еврейское обрезание служило символом завета, заключенного между Богом и Авраамом. Символом завета принято именно обрезание, а не какой-либо другой обряд, ибо этот символ более соответствовал цели завета с Богом. Обрезывалась крайняя плоть, а по мнению восточный народов крайняя плоть считалась источником нечистоты. вследствие чего обрезание ее рассматривалось как символ нравственного очищения. Ветхозаветное обрезание было знаком необходимости оправдания верою в Мессию (
Рим.4:11) и прообразом христианского таинства крещения (
Кол.2:10-12). Благовестие обрезания – благовестие для обрезанных (иудеев). (
Гал.2:7). Обрезание от веры – обрезанные по вере. (
Рим.3:30).