Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (ὠδή) = песнь, пение. Моисей по переходе через Черное море вместе с израильтянами воспел песнь Господу (
Исх. 15), в которой благословляет и благодарит Господа за чудесный переход через море и указывает на будущие события. Эта песнь послужила образцом для ветхозаветных песней (
напр. Ис. 12). В православной церкви пообразцу ее составлены ирмосы и тропари 1-й песни каждого канона, и эту песнь, по свидетельству Апокалипсиса (15,:2-3), вместе с песней в честь Агнца Христа будут петь в царстве славы избранники Божии. Пророчески обличительная песнь Моисея, находящаяся в 32
гл. Вт., в христианской церкви полагается в основание 2-й песни церковных канонов, которая впрочем воспевается только в каноне Великого поста, как приличная дням поста и покаяния. Даръ носяще пѣснь – принося в дар песнь; пѣсни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть – составлять песни, стройно сложенные, трудно. Пѣснь восхожденiя – так подписаны 15 псалмов (119–134), как думают некоторые, потому, что петь их надлежало голосом возвышенным, и на каждой из 15 ступеней входа в храм; вероятнее же потому, что псалмы эти составлены по случаю возвращения израильтян из плена Вавилонского – для воссоздания Иерусалима. Молитв. киевск. издания. Въ Пѣснехъ - ἐν ὕμνοις (
Пс. 4, 6, 53, 54, 66, 75 и 60, а с евр. 61), русск.: “на струнных орудиях”. Новейшие толковники разумеют под евр. негинот струнные музыкальные орудия или игру на струнах (от нага), а 70 переводч. разумели пение, песни. В соединении с ламнаццеах это выражение означает: “начальнику в пении, или игре на струнных инструментах”, или просто “начальнику хора”, как перевел Пумпянский. Песнь песней – двадцатая книга ветхого завета, написанная царем Соломоном.