Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (
Ис. 46:1). Нельзя отожествлять вавилонского Вила или Бела с Ваалом ассирийским, или с Ваалом Ханаана, Моава или Финикии. Слово Бел или Ваал имеет значение господина; но божества, носившие это прозвище, не все совершенно тождественны. В древней Халдее Бел носил имя Нипру «ловец», «охотник», при чем Роулинсон указывает, что это очень похоже на воспоминание о Немвроде. В Ассирии Бел считался вторым божеством; первым же был Ассур – вождь и родоначальник этих семитов, принявших имя ассириян. Надо при этом заметить, что выше Бела в Халдее и Ассура в Ассирии признавался богом (которому, однако, не воздавалось никаких почестей) бог Илу – очевидно, заключавший память о едином Боге, затемненную идолопоклонством (
см. Роулинсона: Chaldea and Assyria in the chapters on Religion о Беле – Нипру, ловце, в котором сэр Генрих Роулинсон подозревает Немврода;
см. его Appendix X to the first book of Herodotus, edited by George Rowlinson). В позднейшей, так называемой второй Вавилонской монархии, Бел принимает астрономический характер и иногда объединяется с Меродахом. Масперо в Hist. Ancienne (
стр. 149) дает, впрочем, Белу характер отвлеченного понятия; он утверждает, что имя Бела принималось иногда в том смысле, какое мы даем слову провидение (la providence). В Ханаане под именем Ваала разумелось жгучее летнее солнце, распаляющее страсти, также чтился в Финикии Ваал-Мелькарт и как жгучее летнее солнце – Молох, и как весеннее солнце – Адонис (Таммуц; сн. Свящ. летоп.
Г. Властова, т. V,
ч. II,
стр. 234-235).