Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– (
греч. τὰ στιχηρά то, что написано стихами, или – стихотворение). В церковном употреблении под именем стихир разумеются песнопения, по содержанию своему приноровленные к воспоминанию празднуемого события или к прославдению празднуемого святого. Если эти песнопения не всегда написаны стихами, и потому не всегда в этом отношении выдерживают название стихир, то они всегда поются со стихами псалмов, и в этом отношении всегда могут удержать за собою название стихир. Впрочем, и по внешней форме своей, или по крайней мере по напеву своему, они всегда суть стихиры; ибо составлены по определенному размеру и приноровлены к определенному напеву. Чтобы отличить одни стихиры от других, для этого каждому роду стихир дано особое название; именно: 1) стихиры на Господи воззвах; они поются за вечерней после пения Господи воззвах, и поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 129 и 116; 2) стихиры стиховны вечерняя; они поются в конце вечерни, после ектений, но не всегда с одинаковыми стихами; стихи этих стихир изменяются приноровительно к праздникам; 3) стихиры хвалитны, или на хвалитех; они поются на утрени после псалма хвалите Господа с небес пред славословием (великим) и поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 149 и 150; 4) стихиры стиховны утренняя, они поются, когда нет праздника, в конце утрени, после ектений, и поются со стихами не всегда одинаковыми: стихи этих стихир изменяются в службу субботнюю; в праздники на утрени стиховных стихир не полагается, но тогда совершается лития и поются 5) стихиры на литии; эти стихиры стихов не имеют. В каждом исчисленном роде стихир последняя есть стихира Богородична, ибо она поется во славу Пресвятые Богородицы, либо содержит в себе моление к Ней; Богородичны стихиры поются не со стихом псалма, а с припевом: и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. В воскресные дни на хвалитех пред стихирою Богородичною поется стихира евангельская, с припевом: слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу; она называется евангельскою, потому что содержание ея заимствуется из воскресного утреннего евангелия; евангельских стихир, по числу воскресных утренних евангелий, одиннадцать; сочинены они царем Львом Премудрым. Кроме того стихиры называются умилительными, другие – покойными или мертвенными, иные мученичными; но этими именами означается только содержание стихир, а не особенный род их.