Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
— (διάνοια) =1) мысль, помышление (Сент. 19,
кан. 2,
п. 3, 1); голос Божий, показывающий ведение (отсюда совесть) воли Божией относительно того, что должно и чего не должно делать человеку, как разумно-нравственному существу. Сожженный в совести (
1 Тим. 4:2). Для понимания образного выражения „сожженных в совести своей“ необходимо заметить, что по-гречески сожжение совести выражено понятием клейма, которое раскаленным железом выжигалось на лице преступников. Клеймо это обыкновенно выжигал или профессиональный палач, или любитель производить жестокие пытки. То место, на котором выжигалось клеймо, теряло чувствительность и делалось как бы мертвым. Клеймо так сильно напечатлевалось, что не могло быть изглажено, разве большим и долговременным усилием. Таким образом, словами „сожженных в своей совести“ апостол, во-первых, хочет сказать, что душа предавшегося ложному учению находится под влиянием диавола, который, как мучитель, положил на нее свою печать. Во-вторых, душа в этом сожжении носит отпечаток Божественного осуждения и лишения Божией благодати. Последнее вытекает из сопоставления с Рим. 1:28, где предание „превратному уму“ есть действие суда Божия; а сожжение совести и предание превратному уму имеют близкое между собой отношение. В-третьих, апостол выражает мысль о том, что совесть лжеучителей приходит в состояние мертвенности и нечувствительности: никакое злодеяние не пробуждает в ней обличения (Блаж. Феодорит, Толк. на 1 Тим.,
стр. 693). Человек умирает для всего нравственного и святого: чувство добра, сила любви, страх суда, чаяние будущей жизни — все это не действует в нем, как кровь не действует в бездыханном теле. Наконец, в-четвертых, лжеучители так далеко отпали от благодати, что их невозможно обновить покаянием (
Евр. 6:4-6) или, если и возможно, то это обновление может быть достигнуто великим трудом и внутренними болезнями (
См. Полянск.: Перв. посл.
св. ап. Павла к Тим.,
стр. 435-436).