Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= 1) в Константинополе, построен Константином Великим, сгорел в 404-м
г.; восстановлен в 415‑м
г. Феодосием младшим; в 533 году снова сгорел во время борьбы партий цирка; при Юстиниане восстановлен, с полным великолепием, трудами архитекторов: Анфимия Тральского и Исидора Милетского; освящен 24 декабря 537‑го
г.; в 538
г. разрушен землетрясением; опять возобновлен в 563 году. В 1453 году обращен в мечеть. Описание Софийского храма в Страннике 1869
г.). 2) Софии храм в Киеве основан Ярославом Мудрым в 1037
г. на месте победы над печенегами; в XV веке принадлежал униатам; с 1786‑го
г. сделан кафедральным собором Киева. 3) Софии храм в Новгороде, с 989
г. деревянный, построен
еп. Иоакимом, с 1045
г. каменный, построенный князем Владимиром Ярославичем и епископом Лукою; существует до ныне. В нем 6 престолов. Здесь почивают новгородские святители и находятся мощи: князя Владимира (основателя собора), Анны, архиепископов Иоанна и Никиты, князя Мстислава и
пр. Благочестие к Богу искони соединялось на Руси с любовию к родине и с уважением к правлению; нередко имя
св. покровителя города или области означало собою целый народ, права его и правление; в святыне заключалась и родина: это мы видим в отдаленных государствах, побратавшихся между собою, Новгороде и Пскове, и в других удельных княжениях России. Таким образом святая София говорилась вместо Великого Новгорода, ибо, по словам Новг. лет.,
стр. 84: «Где святая Софья, там и Новгород»; а вместо Пскова, святая Троица. «Потягнем, братья (говорит Довмонт псковской дружине), за Святую Троицу». Вел. князь Иоанн дал крепкое слово своему шурину, тверскому князю Михаилу Борисовичу: не вступаться в дом святаго Спаса, т.е. утвердить независимость тверского княжения Софии ипостасной премудрости Божией икона. Премудрость изображается здесь то в виде Богородицы, с Предвечным Младенцем, стоящей среди семи столпов, то в виде И. Христа, окруженного 7‑ю ангелами.