Language: Church Slavonic

силоамская купель

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Силоа́мскаѧ кꙋпе́ль
= находилась на юге от Иерус. Храма, иначе наз. нижний пруд Гигонский. Воды Силоама считались священными и были предметом торговли (Ис. 55 гл.). Здесь омылся исцеленный И. Христом слепорожденный. «За то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского» (Ис. 8:6-7). Чрезвычайно замечательно сопоставление в указанном месте пророка Исаии тихого Силоама с бурными водами реки (т.е. Евфрата). Силоам, очевидно, символическое изображение тихого и покойного счастья царства под всемогущей рукой Иеговы,– царства кротости и правды, и мира в стране Еммануила; между тем воды Евфрата суть символ царств языческих, символ вообще мира с его страстями и волнениями, и кровавыми войнами, и воплями побежденных, и страданиями, и скорбями. Этот шум вод, несущих бедствие, сопоставляется с покоем Господним, с миром и тихой радостью царствия Божия. Силоам есть поток, берущий свое начало между горами Сионом и Мориа. Это есть источник живой воды, пробивающийся из известковой горы и который (по указанию Робинсона и Тейлора) соединяется под землей с другим источником, называемым ныне «Источником св. Девы», начинающимся выше Силоама на южном склоне Мориа. Мы прибавим, что на этой горе, на месте древнего храма Соломона и Зоровавеля, стоит теперь мусульманская мечеть, сторого охраняемая мусульманами от посещения немусульман, хотя неколько лет тому назад принце Уэльскому открыли в нее доступ (см. вообще о Силоаме в Speaker’s Commentary on Isaiah, VIII:6; у еписк. Петра в Толковании на кн. прор. Исаии, стр. 107–108 и sub v. Siloam в Smith’s Bibl. Dictionary). – Надо обратить еще внимание на то, что слово Силоам значить: «посланный», и имеет некоторое таинственное значение. Истекающий из храмовой горы и струящийся тихими водами Силоам есть символический образ Того, Который «исшел от Бога» и Который «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). В ближайшем, однако, значении Силоам знаменовал жизнь под покровом Божиим: и народу приходится избрать между тихими водами Силоама и бурными водами Евфрата. Ахаз и народ его избирают последнее и «страна Еммануеля» отнимается у него. Над Божией досеое землей распростирает, как демонтемные крылья свои царь языческий. Но и он есть только орудие гнева Божия. (Свящ. летоп. Г. Властова, т. V, ч. I, стр. 243–244).