Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= пауза и перемена пения (в тоне) и музыки, возвышение – forte. В предисловии к беседам на псалмы
св. Иоанна
Злат. говорится: «если он (Давид указывал остановиться на средине псалма и передать следующую часть псалма другому хору; то такое преемство псалмопения называлось переменой тона, διάπσαλμα, в евр. «села». А когда Давид хотел в середине псалма передать его, так называемым, пастушеским свирелям, то это называлось ὠδή διαπσάλματος, потому что свирели преемственно начинали петь остальную часть псалма» (
Пс. 9:17). С вероятностью можно думать, что слово «села» происходит от имени музыкального инструмента «сал’-тимпан», которым вооруженыбыли начальники хоров, и возглас: «села!» «в тимпан!» (т.е. ударяйте) знаменовал сигнал для музыкального хора, чтобы он начинал играть на музыкальных инструментах. «Села еθіопская» – места или гнездилища бесовские.
Мин. мес. мая 16. «Села кедарская» – жилища татарские, или вообще кочевья диких народов.
Прол. авг. 15. Слово же «кидар собственно означает: тьму, мрак, темноту».