Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- Это звание, после Аарона, брата Моисеева, который облечен был им при самом его учреждении, должно было принадлежать старшему лицу из старейшей фамилии в потомстве Аарона, впрочем, по достижении совершеннолетия, для которого требовалось по крайней мере 20 лет. Только порядок этого не был строго соблюдаем в позднейшее время, когда достоинство первосвященника приобреталось деньгами, а иногда и кровопролитием, и слишком часто переходило от одного лица к другому. Все отличия и обязанности простых священников относились и к первосвященнику, но с некоторыми дополнениями. Он, по закону, не мог иметь в супружестве вдовы, не смел обнажить голову, растерзать одежду в знак печали и не должен был оплакивать самых близких родственников. Посвящение в этот сан отличалось от священнического обильным излиянием сделанного Моисеем и после хранившегося в скинии и храме Соломоновом мира на главу посвящаемого. Впрочем первосвященники, служившие при втором, вместо Соломонова созданном храме, который не имел уже мира, как и ковчега Завета, – утраченных при сожжении храма Соломонова вавилонянами и разграблении его сокровищ, вместо священного помазания, облекаемы были только в присвоенные первосвященническому саны одежды. Одежды эти отличались необыкновенною пышностью и драгоценностью и при Ироде с Архелаем, а также и при римских правителях, хранились уже не в храме, как прежде, а в крепости Антониевой, как в помещении более сообразном с политикою иноплеменных властителей. Священнослужение исключительно совершаемое первосвященником положено было только один раз в год, в так называемый «день очищения», когда он, после известных жертвоприношений, в умилостивление Бога за грехи свои и грехи всего народа, входил во святая святых, совершал там каждение и кропление кровью, имея, притом, на себе, в этот раз, только простые священнические одежды. Другие, совершаемые им священнодействия, были у него общи с предоставленными священникам. Только первосвященник совершал их лишь в субботние дни и в большие праздники; таков по крайней мере был обычай известный после вавилонского пленения. Первосвященнику принадлежал высший надзор за порядком богослужения и сокровищницею храма и, как по сану своему, так и по соединявшемуся обыкновенно с ним председательству в синедрионе, первосвященник был в церковном отношении главою всех иудеев в Палестине и вне её. В период маккавейский, первосвященники не малое время управляли Иудеею, соединяя в своем лице высший священный сан с достоинством верховной власти над целою страной. Значение их в глазах народа было велико, хотя и умалилось после пленения вавилонского среди неустройств разного рода.