Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
— Омовения составляли немалую часть служения в ветхом законе: ибо всякий должен был в течение каждого дня тщательно умываться столько раз, сколько молиться хотел, то есть входя во храм Господень и в сонмище. В христианской церкви омовением называется церковный обряд, совершаемый;
1) в 8-й день после крещения и миропомазания над младенцем; так было в древности; в настоящее же время омовение совершается тотчас же после миропомазания частей тела крещаемого, именно после чтения
св. Евангелия и ектении. После прочтения молитв, где священник просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать нерушимою, сделать его непобедимым, - «пояс и пелены отрочате» разрешаются, а священник омочает их водой и кропит младенца, говоря: «оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа». …Затем губкою, намоченною теплою водой, совершает самое омовение частей тела, помазанных елеем и миром, произнося слова: «крестился еси, просветился еси, миропомазался еси. освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
2) Акт омовения совершается над телом усопшего мирянина (монахи и священники не омываются) из благочестивого желания, чтобы усопший предстал по воскресении своем пред Богом в чистоте.