Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– (египет. мо – вода и исис, сохраненный, взятый = взятый из воды) = Моисей сын Амрама, сына Каафа, сына Левия, сына патриарха Иакова (
Исх. 2:1, 6:16-20), вождь и законодатель еврейского народа, пророк и первый священный писатель. Родился в Египте за 1600
г. до Р. Хр., жил 120
л. Относительно смерти Моисея существует несколько объяснений (
Вт. 34 гл.). Одни говорят, что Моисей не умер, а живым был взят на небо, подобно Еноху и Илии; но это не верно, так как в самом писании сказано, что он умер (
Числ. 24:13;
Втор. 34:5), как и брат его Аарон. Другие говорят, что он умер, но тотчас воскрес, почему и неизвестно место его погребения (
Втор. 34:6). Иные говорят, что он воскрес во время Преображения Господня, или во время смерти Христа (
Мф. 27:32). Некоторые говорят, что Моисей незадолго до своей смерти вместе с первосвященником Елеазаром и Иисусом Навином пошли на одну гору; здесь Моисей обнял Елеазара и стал прощаться с Иисусом Навином и вдруг скрылся в облаке. В
Втор. 34:5 сказано, что Моисей скончался: «словомъ Господнимъ», или точнее «чрез уста Господа». Некоторые объясняют это выражение так: Господь взял душу Моисея через поцелуй; но правильнее следует толковать: Моисей умер по воле Божией. Одни говорят, что Моисей сам себя похоронил, другие – Иисус Навин; третьи – ангелы; но лучше думать: Иисус Навин и Елеазар, почему в славянской Библии сказано: «погребо́ша» (ἕθαψαv,
Втор. 34:6). Тело Моисея было скрыто для того, чтобы евреи не стали его обоготворять. У
ап. Иуды рассказывается, что диавол хотел открыть место погребения Моисея, но архангел Михаил – покровитель еврейского народа – воспрепятствовал этому (9 ст.).