Language: Church Slavonic

ипакои

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Ѵ҆пакоѝ
- (греч. ὑπακοή – послушание, внимание) = ипакои, церковная песнь, в которой говорится, как ангелы возвестили мироносицам, мироносицы – апостолам, а те и другие – всему миру о воскресении Христовом. Она поется: 1) на повечерии под воскресенье, после канона и Отче наш; 2) на полунощнице воскресной, после канона и Отче наш; 3) на утрене, пред антифонами и чтением евангелия; 4) иногда после 3 песни канона, вместо седальна. Ипакои гласа находятся в воскресной службе Октоиха. Словом ὑπακούειν в древней церкви означался способ пения псалмов, когда один (диакон или вообще имеющий старшинство), начинал петь стих псалма, а присутствующий народ или допевал стих, или подпевал какой-нибудь припев. Афанасий говорит о себе: «я, сѣвъ на своемъ престолѣ, велѣлъ дiакону читать (ἀναγινώσκειν) псаломъ, а народу подпѣвать (ὑπακούειν): «яко въ вѣкъ милость Его» (О бегстве, ч. II, 67). Эти припевы и назывались ὑπακοὴ. Златоуст в Беседе на псал. 111, 1, 2 неоднократно говорит: «возьмемъ псалтирь Давидову и займемся тѣмъ припѣвомъ (ὑπακοὴ), который всѣ мы подпѣвали (ὑπεψάλαμεν) сегодня. Какой же это ипакои? Имже образомъ желаетъ елень на источники водныя: сице желаетъ душа моя къ Тебѣ, Боже» (на Пс., ч. II, 486). Этих ипакои было много. Таким образом, подпевание стиха называлось ὑποψάλλειν и ὑπακούειν, а самый стих подпеваемый - ὑπακοὴ. И если известная теперь в праздничных и воскресных службах песнь носит название ипакои, то, конечно, по способу пения ее ὑπ’ ἀκοήν (по слуху, до слуха), следы какого пения сохраняются в иноческих обителях под именем канонархания, когда канонарх возглашает стих, а лик пением повторяет его (Замеч. на текст псалт. по перев. 70 прот. М. Боголюбск., стр. 214-215).
Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Ипако́и
– (греч. ????? = повиновение, послушание, внимание, внимательное слушание). Этим именем называется песнопение, полагаемое в воскресные и праздничные дни на место седальнов. И как седальны суть такие песнопения, которые поются сидя, как видно из самого их названия; то под именем ипакои нужно разуметь такой седален, который требует более внимательного слушания, чем обыкновенные седальны, и который, поэтому, должно петь и слушать с особенным вниманием, стоя, не послабляя телу, чтобы вместе с телом не ослабел во внимании и дух.