Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
–
греч. ????? = иконостас: 1) место для поставления образов; 2) стена, отделяющая алтарь от церкви и украшенная иконами, помещаемыми обыкновенно в несколько рядов. Направо от царских дверей располагаются иконы Спасителя, храмового праздника или святого и другие, по желанию строителей иконостаса. Налево от царских дверей первое место занимает икона Божией Матери, и потом следуют иконы, избранные по желанию строителей. В нижнем же ярусе, по ту и другую сторону царских дверей за рядами икон, следуют боковые двери, из коих одна называется северною, другая – южною. На сих дверях изображаются лики либо
св. ангелов, а именно: на северной херувим с пламенным мечом, на южной Гавриил, благовестник Христова зачатия; либо лики святых диаконов. Второй ряд иконостаса обыкновенно назначается для икон важнейших христианских праздников. В третьем ряду помещаются изображения
св. апостолов, между которыми, в самой средине, над царскими дверями, поставляется изображение Господа Иисуса Христа. Четвертый ряд назначается для икон
св. пророков, между коими среднее место над царскими дверями занято бывает иконой Божией Матери с Предвечным Младенцем. На верху иконостаса обыкновенно поставляется
св. крест. Таковое расположение икон в иконостасе принято и утверждено обычаем; но нет сомнения, что по размерам храма, по обстоятельствам места и времени, по личным чувствам и соображениям храмоздателей, или по другим каким-либо причинам, этот общий план может быть более или менее изменяем в частностях. Кроме иконостаса, нами описанного, в церквах делаются еще отдельные иконостасы в удобных местах,
напр., на стенах храма между окнами, или выше, либо ниже окон; около столпов, поддерживающих свод храма, за клиросами
и т. п. Все эти отдельные иконостасы обыкновеннее называются киотами. Название киот есть измененное слово – кивот, от греческого ????? – ковчег: оно означает ящик или раму, в которой помещается икона.