Language: Church Slavonic

це́рковь

Cловарь трудных слов из богослужения О.А.Седаковой:
Це́рковь
1. собрание, ἐκκλησία: повѣ́мъ имѧ твое бра́тїи мое́й, посредѣ̀ це́ркве воспою̀ тѧ̀ скажу имя Твое братьям моим, среди народного собрания воспою Тебя (Пс.21:23); возненави́дѣхъ це́рковь лꙋка́внꙋющихъ, и̂ съ нечести́выми не сѧ́дꙋ ненавистно мне собрание беззаконных, и вместе с нечестивыми я не сяду (Пс.25:5); хвале́нїе є̂гѡ̀ въ це́ркви преподо́бныхъ хвала Ему в собрании святых (Пс.149:1); собери́те лю́ди, ѡ̂свѧти́те це́рковь, и̂збери́те старѣ̑йшины созовите народ, освятите собрание, изберите старейшин (Иоиль.2:16); аще же не послаꙋ́шаетъ ихъ, повѣ́ждь це́ркви если же он их (двух или трех свидетелей) не послушает, скажи собранию (Мф.18:17); 2. Церковь Христова, ἐκκλησία: и̂ азъ же тебѣ̀ глаго́лю, ꙗкѡ ты̀ є̂сѝ пе́тръ, и̂ на се́мъ ка́мени сози́ждꙋ це́рковь мою̀, и̂ врата̀ адѡва не ѡ̂долѣ́ютъ єй и Я говорю тебе: ты Петр (камень), и на этом камне я построю Церковь мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18); вѣ́рꙋю… во є̂ди́нꙋ ст҃ꙋ́ю, собо́рнꙋю и̂ а̂по́стольскꙋю це́рковь верую… во единую святую вселенскую и апостольскую Церковь (СимвВ); 3. местная община, обыкн. в Посланиях и Деяниях, ἐκκλησία: и̂ дома́шней твое́й це́ркви: благода́ть ва́мъ и̂ ми́ръ и церкви твоих домашних: благодать вам и мир (Флм.1:2-3); ꙗже ви́диши, напишѝ въ кни́гꙋ, и̂ послѝ це́рквамъ, ꙗже сꙋ́ть во а̂сі́и (Откр.1:11); 4. Иерусалимский храм, ναός, ίερον: и̂ прїи́де дꙋ́хомъ въ це́рковь и по внушению духа пришел он (Симеон) в Храм (Лк.2:27); разоритѐ це́рковь сїю̀, и̂ тре́ми де́нми воздви́гнꙋ ю.. ѻнъ же глаго́лаше ѡ̂ це́ркви тѣ́ла своегѡ̀ разрушьте храм этот, и в три дня Я воздвигну его… А говорил Он о Храме Тела Своего (Ин.2:19-21); четы́редесѧть и̂ шестїю̀ лѣ́тъ создана̀ бы́сть це́рковь сїѧ̀ сорок шесть лет строился этот Храм (Ин.2:20).
Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Це́рковь
- слово это производят и от греч. слова κυριακή, которое значит: дом Господень, и от лат. слова circus – круг. Слово «церковь» употребляется в разнообразных значениях. В самом широком смысле под нею разумеется совокупность всех разумных существ, небесных и земных, т.е. ангелов и людей под единою главою – Христом (Еф. 1:10; 22-23). В менее обширном, но более употребительном смысле, церковью называется общество людей веровавших и верующих во Христа, когда бы они ни жили и где бы теперь ни находились. В этом смысле церковью именуется общество святых (Евр. 12:22-23) ветхозаветные верующие (Деян. 7:38) и все православные христиане, живущие по вселенной (1 Кор. 12:27; срав. Б. катих., гл. 25, л. 120 об.; сн. Кн. о вере, гл. 2, л. 22). Церковью – же называется затем всякое частное, поместное общество православных христиан (Деян. 8:1; ср. Кн. о вере, л. 24; 1 Кор. 1:2; 12:19; Деян. 13:1; Сол. 1:1 и др.) Наконец, церковью же называется в свящ. писании отдельная христианская семья (Рим. 16:3 – 4; Кол. 4:15) и даже общество нечестивых людей: «возненавидѣхъ церковь лукавнующихъ, говорит псалмопевец, и съ нечестивыми не сяду» (Пс. 25:5). Во всех указанных случаях, в греческом тексте стоит слово «ἐκκλησία» (ἐκκαλέω – созываю, собираю) – собрание, общество. Но, кроме ἐκκλησία, словом «церковь» переводится на славянский язык греч. слово ναὸς – храм. Поэтому в славянском тексте свящ. писания название церкви усвояется некоторым единичным предметам напр. христианским храмам (Мф. 24:1), телу Христову (Ин. 2:19, 21) и телу каждого христианина: «церковь нашу тѣлесную» («Покаянiя отверзи ми двери» - по до-никоновской редакции). Такое разнообразие в значении слова «церковь» дает раскольникам основание заменять одно значение другим, чтобы защитить свое учение. Поэтому необходимо точно определить, что должно разуметь под исповедуемою в символе веры церковью. В греческом тексте символа веры, в 9 члене, стоит слово ἐκκλησία, как объясняется это и Большим катихизисом (л. 119 об.); значит, под словом «церковь» нельзя разуметь в нем ни тела Христова, ни храма, ни верующих (каждого в отдельности). Нельзя также разуметь под церковью христианской семьи и какого-либо поместного христианского общества, потому что в символе веры исповедуется церковь единая и соборная или вселенская. Нельзя, наконец, признать за называемую в символе церковь ни ветхозаветное общество верующих, ни общество всех разумных существ небесных и земных, потому что ни одно из них не может быть названо апостольским. Очевидно, в символе веры под словом «церковь» можно разуметь только общество людей единое по всей вселенной, начавшее существовать с апостольского времени. Что ж это за общество? Общество это не само собою собралось и устроилось, но создано Самим Богом «Созижду церковь Мою», сказал Иисус ап. Петру, когда тот, как бы от лица всех апостолов, исповедал Его Сыном Бога живого. – Я Самъ созижду, а не кто-либо изъ людей, - и «врата адовы не одолѣють ей» (Мф. 16:18). И. действительно, Он Сам положил начало и основание церкви Своей, когда избрал 12 апостолов, которые, веруя в Него и находясь под Его управлением, составили первую Его церковь, и когда, с другой стороны, установил все необходимое для образования из Своих последователей определенного общества. Именно: установил «чинъ учителей» (Еф. 4:11, 12), облек их властью (Ин. 20:21. 23; Мф. 10:8) и велел проповедовать евангелие всей твари (Мк. 16:15), научить спасительной вере все языки (Мф. 28:19) и распространить ее даже до последних земли (Деян. 1:8); а, с другой стороны, установил таинства, напр. крещение для принятия новых членов (Мф. 28:19), евхаристию для воспоминания крестной смерти Его (Лук. 22:19) и др. Поэтому Он и называется краеугольным камнем церкви (Еф. 2:20), основанием ее (1 Кор. 3:11). Св. апостолы, согласно повелению Господа, как только получили Св. Духа в день 50-цы, начали распространять Его учение сначала в Иерусалиме, а потом по всем странам земли. Деятельность их, «Господу поспѣшествующу и слово утверждающу» (Мк. 16:20), увенчалась полным успехом: во многих местах составились целые общества верующих во Христа, у которых были свои собственные собрания для богослужения, особые молитвы, священнодействия и особенное имя христиан. Таким образом церковь, основанная И. Христом, мало помалу распространилась во всех концах вселенной. Полагая основание церкви, Господь И. Христос имел в виду освящение людей – грешников и воссоединение их с Богом (Еф. 4:12-13). Но так как цель эта для людей, омраченных грехом и потерявших истинное понятие о Боге, была не достижима, без особой помощи Божией, то Он даровал церкви три существенно необходимых для того средства: божественное учение, иерархию и таинства: а) Свое божественное учение И. Христос сначала Сам проповедовал, а затем повелел апостолам распространять его и внушать людям блюсти вся, елика заповѣдалъ Он (Мф. 28:19-20) и при этом прибавил: «иже вѣеру иметь и крестится, спасенъ будетъ, а иже не иметь вѣры осужденъ будетъ» (Мк. 18:16). Правое исповедование веры служит основанием церкви (Мф. 16:16; 18; Благов. Мф. зач. 67; Б. катих. л. 128; Кн. о вере, л. 65; Злат. Слово на 50-цу); верою церковь утверждалась и увеличивалась числом своих членов в первое время существования (Деян. 16:5), в вере пребывает (Кирил. кн., л. 94) и «даже до вѣка вѣрою ограждена» (Книга о вере, л. 19 об.; Кир. кн., л. 93 об.). б) Указавши путь ко спасению, И. Христос даровал церкви особых руководителей или иерархию. Той далъ есть, говорит ап. Павел, овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовѣстники, овы же пастыри и учители къ совершенiю святыхъ, въ дѣло служенiя, въ созиданiе тѣла Христова (Еф. 4:11-12; сн. 1 Кор. 12:28). По словам Кирилловой книги (л. 77 об.), «Христосъ апостоловъ Своихъ на се освяти хиротонiею, еже есть руковозложенiемъ… А апостоли паки еписковъ освятиша» с правом поставлять пресвитеровъ (Тит. 1:5) и дiаконовъ (1 Тим. 3:10). Поэтому «Божественный Дiонисiй (Ареопагитъ)… все священноначалiе церковное на дiконы, священники и епископы раздѣляетъ» (Кн. о вере, л. 64), а блаж. Феофилакт болгарский говорит, что «въ церкви ни большимъ лѣпо быти, ни мнѣе, еже… три сiе… дiаконы… пресвитеры… и архiереи» (Благов. на ев. от Лук. зач. 95, л. 206). Эти чины столь необходимы в церкви, что без них и спастись невозможно, как говорит Большой катихизис: «аще бо и не всякъ долженъ есть священнодѣйстовати, но убо потребовати священничества всякъ долженъ есть: безъ него спастися не можетъ» (гл. 72, л. 359 об.). По словам св. Игнатия Богоносца, церковь без иерархических лиц «нѣсть избранна, ниже собранiе святое, ниже сонмъ преподобныхъ» (послан. к Трал.), а по словам Большого катихизиса, такая церковь есть «сонмъ злыхъ и нечестивыхъ людей» (гл. 25, л. 122 об.). в) Третье средство, данное церкви для достижения предназначенной ей цели, это – таинства посредством которых сообщается верующим спасительная благодать, освящающая их и созидающая в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Все таинства установлены Богом (Большой катихизис, л. 358 об. – 359, сн. л. 393). Число их точно указано в Большом катихизисе «Св соборная, восточная и апостольская церковь, говорится здѣсь, всегда употребляетъ семь таинъ» (Большой катихизис, л. 356), это 1) «крещение, 2) утверждение, или хрисма, сиречь миропомазание, 3) священничество, сиречь рукоположение, или чин причетнический, 4) божественное причащение, сиречь благодарение, 5) исповедание или покаяние, 6) законный брак, 7) маслосвящение, или последнее елеосвященное помазание» (Большой катихизис, л. 3, 5 на об.). «Вѣждь убо безъ всякаго сомнѣнiя, говорится въ другомъ мѣстѣ того же Катихизиса, «яко въ церкви Божiей не двѣ точiю тайны, но всесовершенное седмь (Бол. катихизис, л. 360 об.). Все они, хотя и не в одинаковой мере, но потребны для спасения (Большой катихизис, л. 356-357), потому что ими «вси освящаемся и спасенiе содержимъ» (там же, л. 353), и если кто сих тайн «по чину святыя, соборныя и апостольскiя церкве восточныя не употребляеть, но пренебрегаетъ я, той безъ нихъ, яко безъ извѣстныхъ посредствъ, онаго крайняго блаженства сподобитися не можетъ» (Большой катихизис, л. 395 на об.). Таинства эти совершаются только в одной истинной церкви Христовой (Толк. апост. 108 зач. л. 548 об.), потому что она одна имеет законно поставленных епископов и пресвитеров, которым дана власть сообщать людям благодатные дарования посредством таинств. Таким образом, истинною Христовою церковью можно называть только такое общество верующих, которое основано Самим И. Христом, содержит Его божественное учение в неповрежденном виде, имеет трехчинную иерархию, ведущую начало от своего божественного Основателя, и семь таинств. Такое именно общество и разумеется в символе веры под словом «церковь»; в него мы и выражаем свою веру, когда читаем: «вѣрую во едину святую соборную и апостольскую церковь»; в нем следует и пребывать, чтобы получить спасение, потому что «кромѣ церкви Божiя нигдѣ же нѣсть спасенiя: яко же бо при потопѣ вси, елицы съ Ноемъ въ ковчезѣ не бяху, истопоша, тако и въ день судный вси, иже нынѣ въ церкви святѣй не будутъ, тiи во езеро оное огненное ввержени будутъ»; «иже не пребываютъ въ сей соборной церкви, тѣхъ Христосъ не спасаетъ и Духа Св. сицевiи не имутъ» (гл. 25, л. 121 об. и 122); «упованiе твое церковь, спасенiе твое церковь» (Книга о вере, л. 19 и об.; см. подробнее в Руковод. к облич. русск. раскола, К. Плотникова, изд. 4., стр. 57-62).

Информация на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

lemma:

1) це́рковь(4781) - существительное, женский род, неодушевленность N5*ov.

wordforms:

1) цр҃ковь(1728), це́рковь(353), цр҃квь(1) - единственное число, именительный падеж от це́рковь.

2) цр҃ковь(1728), це́рковь(353), цр҃квь(1) - единственное число, винительный падеж от це́рковь.

Lemma це́рковь

Информация о лемме на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

це́рковь (4781) - существительное, женский род, неодушевленность. N5*ov

sgpldu
nom цр҃ковь(1728) , це́рковь(353) , це́рковъ(1) , цр҃квь(1) цє́ркви(18) цє́ркви(18)
acc цр҃ковь(1728) , це́рковь(353) , це́рковъ(1) , цр҃квь(1) цє́ркви(18) цє́ркви(18)
gen цр҃кве(998) , цр҃кви(812) , це́ркви(258) , це́ркве(238) цр҃кве́й(41) , церкве́й(22) , цр҃квей(13) , це́рквей(3)
dat цр҃кви(812) , це́ркви(258) цр҃квамъ(91) , це́рквамъ(22) , церква́мъ(1)
ins цр҃ковію(18) , це́рковію(16) цр҃ква́ми(1) , цр҃квами(1)
loc цр҃кви(812) , це́ркви(258) цр҃квахъ(120) , це́рквахъ(20) , церква́хъ(4) , цр҃ква́хъ(1)

Wordforms and parallel greek words:

цр҃кви 54 ἐκκλησίᾳ (3) ναὸς (1)
це́ркви 45 ἐκκλησίᾳ (1)
цр҃ковь 50 ἐκκλησίαν (3) ναὸν (1) ἐκκλησίᾳ (1)
це́рковїю 5
це́рковъ 1
це́ркве 26 ἐκκλησίας (1)
це́рковь 59 ἐκκλησίαν (1)
цр҃кве 26 ἐκκλησίας (2)
цр҃квахъ 8
цр҃ковїю 5
це́рквахъ 1
цр҃квамъ 14
цр҃кве́й 8

Concordance:

Wordform це́рковь

Lemmas:

це́рковь 59

Parallel greek words:

ἐκκλησίαν (1)

In subcorpus: Show more ▼

Богослужебные тексты 1 из 27698 ipm=36 freq stat
Библия 58 из 659667 ipm=88 freq stat
— Ветхий завет 31 из 534139 ipm=58 freq stat
—— Исторические книги 23 из 220044 ipm=105 freq stat
—— Учительные книги 4 из 84065 ipm=48 freq stat
—— Пророческие книги 4 из 118935 ipm=34 freq stat
— Новый завет 27 из 125528 ipm=215 freq stat
—— Евангелие 19 из 58878 ipm=323 freq stat
—— Деяния 8 из 16941 ipm=472 freq stat
—— Евангелие и Деяния 27 из 75819 ipm=356 freq stat

Concordance:

Wordform цр҃ковь

Lemmas:

це́рковь 50

Parallel greek words:

ἐκκλησίαν (3) ναὸν (1) ἐκκλησίᾳ (1)

In subcorpus: Show more ▼

Богослужебные тексты 17 из 27698 ipm=614 freq stat
Библия 33 из 659667 ipm=50 freq stat
— Ветхий завет 6 из 534139 ipm=11 freq stat
—— Исторические книги 2 из 220044 ipm=9 freq stat
—— Учительные книги 2 из 84065 ipm=24 freq stat
—— Пророческие книги 2 из 118935 ipm=17 freq stat
— Новый завет 27 из 125528 ipm=215 freq stat
—— Евангелие 2 из 58878 ipm=34 freq stat
—— Деяния 5 из 16941 ipm=295 freq stat
—— Послания святого апостола Павла 19 из 34362 ipm=553 freq stat
—— Откровение 1 из 8387 ipm=119 freq stat
—— Евангелие и Деяния 7 из 75819 ipm=92 freq stat
—— Послания 19 из 41322 ipm=460 freq stat

Concordance: