Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
–
греч. ἀρχιμανδρίτης = начальник монастыря, от
греч. μάvδρα – стойло, овчарня, ограда, загородь, место, обнесенное оградою; архи (начальник) + мандрит (овчарня)
букв. = начальник духовных овец. В древности монастыри носили название μάvδραι, представляя из себя убежище для монашествующей братии, как духовного стада, духовных овец. Архимандриту усвоены и некоторые принадлежности архиерейского облачения, а именно: митра, палица, посох и так называемый архимандритский наперсный крест. Титул: Высокопреподобие. В белом духовенстве сану архимандрита соответствуют саны: протоиерея и протопресвитера. Название архимандрита не приобрело в Греции того почетного значения, как у нас в России. В Греции можно встретить архимандритов, состоящих под властью игуменов. При избрании в настоятели Синайской обители, архимандрит принимает название игумена, тогда как, по нашим обычаям, он должен был бы сохранить свое название архимандрита.
В России титул архимандрита в древности означал, кажется, первого из игуменов, высшего из них. В таком смысле в Новгородской летописи под 1226
г. записано: „преставися игумен святаго Георгия Савватий, архимандрит новгородский“. В этом же смысле усваивалось название архимандрита игумену Печерскому. В половине XVI в. митрополит Макарий, сделав из игуменства в Троице-Сергиевом монастыре архимандрию, предоставил, с утверждения царя, ее настоятелю права: 1) облачаться среди церкви на ковре; 2) быть первым архимандритом всей Русской митрополии; 3) управлять девятью мужскими и двумя женскими монастырями; 4) ставить в подведомственных ему монастырях игуменов и игумений. Архимандриты начали постепенно усваивать себе разные отличия, принадлежащие архиерейскому сану; так, сначала достигли права носить в служении шапку, которая с течением времени ничем уже не отличалась от архиерейской митры; усвоили себе право носить наперсный крест, что явилось первоначально в Малороссии, и только указом императрицы Елизаветы в 1742
г. предоставлено и великороссийским архимандритам, для отличия их от игуменов. Избрание в архимандриты предоставляется епархиальным архиереям, а производство на эту степень разрешается только Синодом. Посвящение бывает во время малого входа, с произношением слов: „Благодать Всесвятаго Духа, чрез мерность нашу, производит тя в архимандрита честныя обители“, при этом на посвящаемого возлагается крест и митра, мантия со скрижалями и палица, а по окончании литургии вручается жезл.