Language: Church Slavonic

а҆нті́хрїстъ

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
А҆нті́хрїстъ
- (см. Словарь, 19 стр.). – Слово антихрист, т. е. противник Христу, обыкновенно употребляется в двояком смысле: общем и частном. В общем смысле антихристом называется всякий противник Христу, отвергающий или извращающий основные догматы христианства (1 Ин. 2:24; 4:3; 2 Ин. 7), каковы все еретики, начавшие появляться еще со времен апостолов (И. Дамаск. на 2 посл. Солун., Кипр. письмо 62 в твор. его 1, 311-312). «Симон волхв – он первый антихрист», говорится в книге Кирилловой (л. 24 об.). В частном же смысле антихристом называется последний, жесточайший враг Христа и церкви Его, который придет при кончине мира сего, пред самым вторым пришествием Сына Божия на землю (2 Сол. 2:3-12). В Кирилловой книге он называется: «последний» (л. 47), «сам» (л. 32 об.), а другие антихристы называются предтечами его ( л. 22, 37 об.). Такое различное понимание слова «антихрист» особенно ясно указывает св. Иоанн Дамаскин. «Всякъ не исповѣдуяй Сына Божiя во плоти пришедша Бога совершенна… говорит он, антихрист есть. Обаче собственным и изъятым образом (т. е. в собственном смысле и преимущественно) антихристъ глаголется иже при кончинѣ вѣка прiити имать» (И. Дамаск. «Небеса», кн. 4, гл. 27). Самое ясное учение о лице последнего антихриста содержится во 2-й главе, 2-го послания апостола Павла к Солунянам. Здесь, по словам «Книги о вере», «весь образ антихриста», описан ап. Павлом (Кн. о вере, гл. 30, л. 269 обор.). Желая успокоить солунских христиан, смущавшихся мыслью о близости второго пришествия Христова, апостол говорит им: «да никто же васъ прельститъ ни по единому же образу, потому что день второго пришествiя не наступитъ, аще не прiидетъ отступленiе прежде и открыется человѣкъ беззаконiя, сынъ погибели, противникъ и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища» (2 Сол. 2:3-4). По объяснению одного из лучших наших толковников – еп. Феофана, под отступлением здесь следует разуметь то отступление, которое совершится пред вторым пришествием Господа на землю. Это будет громкое отступление, единственное по своей силе и влиянию, почему и стоит у апостола с определенным членом. Во главе этого отступления будет стоять антихрист, который и произведет его, почему древние св. отцы и называли отступлением самого антихриста. Слова: «человѣкъ беззаконiя, сынъ погибели, противникъ», поставленные в греческом языке с членом, указывают также на определенное лицо, каков и есть антихрист, потому что греческие члены, по замечанию св. Епифания, придают предмету определенное значение (Творен. свят. отц., 1863 г., кн. 2, стр. 62). Это лицо по своим свойствам будет составлять полную противоположность Христу. Христос совершенно не знал греха (2 Кор. 5:21), а антихрист будет человѣкъ беззаконiя грѣха, т. е. как бы воплощение беззакония; в противоположность Господу славы (1 Кор. 2:8), он будет сынъ погибели, потому что не только сам погибнет, но и других погубит (Феодор.); Господь уничижилъ Себя даже до смерти (Фил. 2:8), а антихрист будет превозносится паче всякаго глаголемаго бога или чтилища (2 Сол. 2:4); наконец Христос сошел на землю по воле Отца, а антихрист придет по действу сатаны (2 Сол. 2:9). Следовательно, как Христос есть истинный человек, так и антихрист будет истинный человек, а не дьявол воплотившийся, как думают раскольники. Справедливость этого вывода подтверждается многими свидетельствами св. отцов и учителей церкви, которые в словах ап. Павла также видят ясное указание на антихриста, как определенную личность. Так св. И. Златоуст в объяснении этих слов апостола Павла говорит: «открыется человѣкъ грѣха, сынъ погибели (Сол. 2:3)… объ антихристѣ здѣ бесѣдуетъ… Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никако же: человѣкъ нѣкiй, всякое егово прiемляй дѣйство…» (Бес. ап. л. 2333-2334; сн. Толк. апост. л. 892). Выражение «человек некий», т. е. один из людей, ясно показывает, что антихрист не дух времени, не еретическое состояние церкви и не последовательный ряд личностей, а одно определенное лицо. Слова же «всякое егово, т. е. сатаны, прiемляй дѣйство» показывают, что он не дьявол воплотившийся, а человек со всею силою дьявола. Блаж. Феодорит (Толк. 2 посл. к Солун.), св. Ириней (Кн. прот. ерес. 5, гл. 30), св. Ипполит (Невостр. Слово св. Иппол. об антихр., стр. 87), св. Ефрем Сирин (105 сл. л. 300), св. Кирилл иерусалимский («Небеса», кн. 4, гл. 27) и др. единогласно утверждают, что антихрист будет не дьявол воплотившийся, а человек, который примет на себя всю силу сатаны и будет действовать так, как бы в нем жил и действовал сам дьявол. В «Книге о вере» также говорится: «А той антихристъ человѣкъ будетъ, беззаконiя сынъ, и родится яко же глаголетъ Ипполитъ римскiй отъ дѣвицы нечистыя жидовки сущiя, отъ колѣна Данова» (л. 270). По учению православной церкви, антихрист явится пред кончиной мира. Основания для такого учения она имеет в слове Божием и писаниях отцов и учителей церкви. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в первом послании утверждает, что антихрист грядет (4:3), а ап. Павел уже ясно и точно говорит, что антихриста убьет Сам Иисус Христос духом уст Своих (2 Сол. 2:8). Ту же мысль повторяет св. Ириней (Прот. ерес. кн. 5, гл. 25) и Кирилл иерусалимский (Кирил. кн. л. 24). Св. Иоанн Дамаскин в своем богословии также пишет: «антихристъ при кончинѣ вѣка прiити имать» (гл. 26; «Небеса», кн. 4, гл. 27). Безпоповцы же вопреки столь ясному учению утверждают, что антихрист уже явился в мир и в доказательство этого ссылаются на слова Иоанна Богослова: «слышасте яко нынѣе антихристи мнози быша (1 Ин. 2:18, зач. 71) и нынѣ въ мiрѣ есть уже» (1 Ин. 4:3, зач. 73). Но в словах апостола заключаются две мысли: первая, что антихрист грядет самолично, и вторая, что он уже есть в мире ересьми, предшествующими ему (Пав., архим., Собр. соч. I, 110). Об этом ясно говорится в Толковом апостоле: «сей (антихристъ) уже явился есть въ мiрѣ, предыдоша бо ереси его, иже суть ему любовны и дружелюбны». О самом же последнем антихристе в том же толковании говорится, что он еще не пришел, а придет при кончине мира (л. 202) (см. подробн. в Руковод. по облич. русск. раск. К. Плотникова, изд. 4, стран. 198-201, 203).
Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
А҆нті́хрїстъ
греч. ἀντίχριστος = антихрист, противник Христа, человек беззакония, имеющий явиться пред Вторым Пришествием Иисуса Христа. Личные качества и действия его ясно изображены у ап. Павла (2 Фес. 2:8) и у Иоанна Богослова (Апок. 13:2-10).

Информация на основе грамматического словаря А.Е.Полякова:

More detailed ▼

lemma:

1) анті́хрістъ(16) - существительное, мужской род, одушевленность, личное имя N1t.

wordforms:

1) анті́хрістъ(10) - единственное число, именительный падеж от анті́хрістъ.

Wordform а҆нті́хрїстъ

Lemmas:

лемма не указана 3

In subcorpus: Show more ▼

Библия 3 из 659667 ipm=5 freq stat
— Новый завет 3 из 125528 ipm=24 freq stat
—— Соборные послания 3 из 6960 ipm=431 freq stat
—— Послания 3 из 41322 ipm=73 freq stat

Concordance: