Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= то же, что фиглярство, фокусничество, забавы. Гванини свидетельствует, что скоморохами в Москве именовали вожатых медведей (Niedzwiednikow w Moskwie skomorochami zowia. Guagn. 537. „1571
г. поехал из Новгорода к Москве Субота и с скоморохами и медведями“. Арх. новг.
л. Карамз. И.
Г. Р. IX,
пр. 322). Из пословиц видно, что скоморохи были плясуны и гудочники, как то: „всяк пляшет, да не как скоморох“, или „скоморох голос на гудке настроить умеет, а житья своего не установит“. По древнему обычаю языческому (эллинскому), на могилах при поминках плач сменялся плясками и рукоплесканиями, как видно из следующих слов Стоглава,
гл. 41-44: „В Троицкую субботу сходятся мужи и жены на жальниках (местах погребения) и плачутся по гробом с великим кричанием, и егда начнут играть скоморохи, гудцы и прегудцы, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити на тех жальниках“. Из сего заключить можно, что скоморохи такую же должность и в XVI веке исправляли у русских, какую у римлян при похоронах tibicines et fidicines. Не было ли то остатками древней тризны? Ватаги скоморохов скитались в России по деревням, опивая и объедая простодушных земледельцев, и даже грабя по дорогам (
Карамз. И.
Г. Р. IX,
стр. 462). При Дворе российском долго находились, по примеру европейских дворов, шуты и даже из значительных особ („Русские в своих пословицах“ Снегирева).