Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= так назывались ковчеги, имеющие подобие церкви. Внизу у них блюдо, на котором утверждены столбики, поддерживающие все здание. В первый раз это название встречается в летописях под 1175 годом. При исчислении всех построек и всех украшений, сделанных Андреем Юрьевичем Боголюбским, сказано: „а трие ерусалимы велми велиции иже от злата чиста от каменья многоценна устрой и всими виды и устроением подобна быста удивлению Соломонове святая святых“ (Полн. собр. лет. 2,
стр. 112). В другом месте летописи Киевской мы видим, что в 1066 году прадед Всеслава Полоцкого, Всеслав Брячиславич, ограбив Софийскую церковь в Новгороде, захватил и Сион и церковные сосуды: „И на весну съдума с мужи своими, поиде на Полтъск на зятя на своего на Всеслава: ходил бо бяше дед его на Новгород и взял ерусалим церковный и сосуде служебние, и погост один завел за Полтъск. Мстислав же все то хотя оправити Новгородьскую волость и обиду“ (Ibidem,
стр. 120). Употребление этих ковчегов, известных у нас уже в половине XII века, вероятно перешло с Запада, где они были часто в употреблении, как видно из слов Дюканжа (Ducange. Glossar. inf. latin. Sium, Sion). Первоначальная мысль этих сосудов, вероятно, возникла от изображений на древних христианских мозаиках, на которых постоянно представляли Иерусалим и Вифлеем в виде городов с золотыми стенами, обсыпанными драгоценными камнями. А из этих городов Иерусалим в переносном смысле принимается в смысле самой Церкви в стихирах 8 гласа: „Радуйся, Сионе святый“. Такие же примеры встречаем и в Свящ. Писании,
напр. в послании к Галатам: „А вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем нам“ (
Гал. 4:26; ср.
Ис. 60:1;
Евр. 12:22;
Апок. 21:2). В соборных церквах Киева, Новгорода, Пскова, Владимира и Москвы такие Иерусалимы выносимы были во время архиерейского служения на малом входе перед евангелием и на великом входе вместо митры, также и во время крестных ходов, и ставились на престоле в алтаре (Древности Р.
Г. отд. 1,
стр. 89).