Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= так называются особые знаки или клейма, которые крестьяне кладут преимущественно на движимую собственность, скот и другие вещи, с целью удобнейшего распознования предметов собственности и ограждения их от расхищения. Эти знаки состоят из оригинальных начертаний: у русских – обыкновенно из черт прямых, у инородцев – большей частью округленных. У некоторых инородческих племен употребляются клейма даже с изображениеми зверей и птиц. Пятна и знамена суть знаки домовые, а не родовые: они принадлежат домохозяевам и их сыновьям, пока последние живут при отце; отделяясь сыновья прибавляют или убавляют какие-либо черты в отцовском клейме. В русском быту пятна и знамена употребляются с древнейших времен: о них встречаются известия на первых страницах наших летописей. (Так, по свидетельству Ипатьевской летописи, под 1169 годом, холопы бояр Нестора и Петра Борисовичей «кони Мстислава покраша въ стадѣ и пятна на нихъ своя восклали»), в Русской правде (Русская Правда, изд. Н. В. Калачева, М. 1847
г. I, 25: «А за княжь конь, иже тои съ пятномъ, 3 гривнѣ». Там же, III, 80: «Оже боудоуть рассѣчена земля или на земли знаменiе» и проч., слич. II, 64), в Литовском Статуте (Статут Вел. княжества литовск., изд. Моск. Общ. Ист. и Древн.,
стр. 276-279). Возникновение этих знаков собственности вероятно относится к эпохе родового быта. С распадением этого быта знаки собственности из родовых преобразовались в домовые, которые в свою очередь, в настоящее время, начинают уступать место личным: у нынешних крестьян большею частью употребляются клейма с начальными буквами имени и отчества или фамилии хозяина.