Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= ловушка птиц и зверей, состоящая из веревок и сетей; сети развешиваются в лесу или около воды, прикрепляются за кольца к деревьям или столбам посредством веревок; охотник сидит тайно и веревочкой может задергивать сети, когда под них подходят дикие гуси, утки или другие птицы. Иногда сети и веревки с петлями расстилаются по борам для ловли лосей и оленей, который от погони на бегу задергивают сами петли и путаются в сетях. (Изд. Акад. II, 203. Матер. для слов и грам. 204. Руковод. к естеств. истор. Шуберта Дерпт 1841, 521). Явка Назарова и Савина 1604
г. отчасти выясняет устройство перевеси: «съсѣкли, господине, у насъ не вѣдаемъ кто, сосну съ кольцомъ перевѣтную; поводень на нее мы вѣшали на утки на Тавренгѣ на рѣкѣ въ перевѣсьѣ, подъ большимъ наволокомъ за рѣкою; и намъ стало не на что поводни вѣшать, угодье опустошили» (А. юрид.
стр. 94, № 48). Перевесы – самый древний способ ловли птиц и зверей: еще при
св. Ольге были перевесища и ловища (Лав. 25). В памяти народа остались следы древнейших преданий о действиях мифических лиц, которые приурочены летописцами к деятельности лиц исторических. Вольга Буслаевич распоряжается звериной и птичьей ловлей и говорит дружине: «Вейте веревочки и силышка шелковыя, становите во темну лѣсу и по сырой землѣ, ловите куницъ, лисицъ и соболей, гусей и лебедей» и проч. (Песн. Рыбн. I, 3). Такие же перевесища и ловища былинные приписаны первоначальной летописью
св. Ольге и Волге. – Перевесы, как видно, становили недалеко от воды в местах низменных (
Рус. дост. I, 164). В Русской Правде, приписываемой Изяславу (1054
г.), постановлено: «Аже перетнетъ вервь въ перевѣсѣ, то 3 гривны, а вервь – гривна кунъ. Аже кто украдеть въ чужой перевеси песъ или соколъ или ястребъ, а продаже 3 гривны» (изд. Качалова III, 93). Из этого можно заключить, что перевесье огораживалось, и в нем содержались ловчие птицы и собаки, которых употребляли на охоте, одним словом – там содержался весь ловчий наряд. Перевесища наравне с другими угодьями упоминаются в купчих и даются в виде пожертвований монастырям.
