Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= древнерусское языческое божество. Памятники 14 и 15 века, как
напр. «Слово святаго Григорія Богословця» или «Слово святаго отца нашего Іоанна Златоустаго» упоминают о загадочном славяно-русском боге Переплуте: «и верьтячеся пьютъ ему въ розѣхъ» (сл. Иоанн. Зл.; Летоп. русск. литерат. Н. Тихонравова, т. IV, отд. III, 99, 108
стр.). Исследователи обыкновенно недоумевают о том, что это за бог Переплут, в честь которого по скифско-славянскому обычаю пили из рогов (Очерки русск. истор. в пам. быта,
П. Полевого, I, 90
стр.); так
напр. проф. Е. Голубинский замечает: «что такое Переплут, остается вовсе пока необъясненным (Истор.
рус. церкви Е. Голубинского, т. I, 2
пол. тома, 733
стр.)». Мы думаем, что это не так трудно, что даже по одному только, так сказать, чутью можно сделать довольно удачную попытку разгадать этого таинственного Переплута. По нашему мнению Переплут тоже, что и Ярило: а) самое ироничекое название неизвестного бога «Переплут» говорит за то, что здесь мы имеем дело не с собственным именем божества, а его прозвищем, и при том того именно божества, которое вообще не имело одного устойчивого имени, а таким богом был Ярило; б) Переплут был богом пляски, пьянства и веселья, а известно, что даже современное, значительно подновленное костромское предание называет Ярила гулякой и весельчаком-горожанином. (
См. подробно об этом в кн: Старо-русские солнечные боги и богини, М. Соколова).