Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= крест. Памятники русского письма, начиная с древнейших, рядом с крьст, крьстити
и т. п., имеют хрьст, хрьстити. Мы читаем, например, в Святославовом сборнике 1073
г.: «христивыйся (28
об.), хриштения хриштахуся (46
об.), христи» (48)
и т. п.; в Уставе церковном XI–XII в. (Тип. Б., № 285): «по хрьстех (11
об.), хрстинам» (23
об.)
и т. п.; в Галицком
Ев. 1144
г.: «хрʻщяхуся, хрʻщю, хрʻщение и т. под. Современные русские говоры почти все имеют хрест, хрестити и производные. Это х вместо к не следует ставить на ряду с х в хлам (при чешск. klam; польск. klam), хлобучить (при клобук), хрустал (Паремейник, 1378
г., 80), хрусталь, хрустальный (Сказание о Борисе и Глебе по
сп. XII в., 14), при крустал (Паремейник, 1271
г.; срав. хрустеть) и др. и считать происшедшим из к; оно перешло в крьст и др. из слова Христос. Смешение или, вернее, отождествление этих слов в народном понятии повели также к тому, что вместо Христос, христианск и т. под. в старых памятниках мы иногда видим: Кристос, кристианск: Святославов сборник, 1073
г.: «на кристе кристосове, крьстьяныи, крьстианьскы»
и т. п.; своременное великорусское крестьянин (
См. подробн. в Лекц. по истор. русск. яз. проф. А. И. Соболевского,
стр. 127).