Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= известная поговорка о хвастуне и краснобае: наскажет турусы на колёсах, по мнению одного учёного, любителя старины Русской, относится к татарскому периоду, и в просторечьи улусы превратилось в турусы, также как арабская грамота в тарабарскую. Это самое подкрепляется свидетельством Планокарпина, в XIII веке путешествовавшего в Орду, и Бруина, описывавшего астраханских татар в начале XVIII в.; тот и другой говорят, что татары возят свои подвижные дома из войлока (улусы) на телегах в три и четыре быка. Вероятно, так заключают, что когда предки наши стали ходить с тяжёлым поклоном и с поминками в татарские улусы (становища), и когда после на родине рассказывали об этом странном образе жизни, тогда прочие, небывавшие в Орде, не доверяли рассказам, так что это обратилось в поговорку, сходную со следующей: Иван был в Орде, Марья вести сказывает. Но к этой догадке о турусах на колёсах, прибавим другую, которая основывается на сходстве слов с делом. У древних римлян, по свидетельству Цезаря и Вегеция, употребляема была при осаде городов военная машина, которая называлась turres mobiles, v. ambulatoriae. Она была деревянная, строилась в виде башни, двигавшейся на многих колёсах: в ней помещались воины с орудиямидля разбития стен. В древности у русских была подобная же машина, которая известна под именем гуляй-города, что очевидно есть буквальный перевод слова turres ambulatoriae, или турусы на колёсах, коих устроение и казались столь диковины для наших предков, что они обратили их в поговорку (
Рус. в послов.
Снегир., т. IV).