Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– др. р. = силач, храбрец. Корень этого слова – китайское „ба“, что значит „держать крепко“, „вырывать“. Все слова, производные от него, в китайском языке обозначают силу, твердость, насилие. Одно из таких слов от китайцев заимствовано было маньчжурами в форме „батуру“. Монголы, переняв его от маньчжуров, переделали впоследствии „батур“ въ „бäгадур“. Наконец, от монголов это слово в измененной форме перешло в большинство иранских и тюркских языков (
перс. багадир, др.
осет. багатир,
осет. багатар, тур. бäгадыр, кум. багатыр) и только киргизы и башкиры сохранили первоначальную форму этого слова батыр и батур, да алтайцы – пэттыр. Из всех приведенных слов ближе всех к нашему слову куманское (полов.) багатыр. По всей вероятности, мы взяли его от половцев, так как слово богатырь, в первый раз встречающееся в нашей летописи под 1240
г., уже стоит как знакомое нам, известное раньше, а не только что принесенное татарами. Производство разбираемого слова от кит. „ба“ – держать крепко, вырывать (припомним кстати, что как в наших, так и в восточных былинах богатыри проявляют свою физическую силу, между прочим, в вырывании из земли деревьев) и маньчж. „батуру“ дает основание утверждать, что киргизское и башкирское сл. „батыр“ не испорчено и не сокращено из сл. „богатырь“, как думают ориенталисты, а первоначальное, очень древнее и ближе всех стоящее к основной своей форме. (
См. подроб. в
Фил. зап. 1894
г.).